Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 610371)
Контекстум
Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика.  / №2 2004

ПРОСТРАНСТВО В ХУДОЖЕСТВЕННОМ МИРЕ А.П. ЧЕХОВА (90,00 руб.)

0   0
Первый авторВалагин
Страниц2
ID522603
АннотацияПространственный фактор как важнейший элемент художественного мира А. П. Чехова имеет прямое отношение к биографии писателя, к месту его рождения и родительскому дому. Диалектика (художественный контрапункт) “грандиозного” и “малого” пространства заложен в своеобразии Таганрога. С одной стороны, захудалый провинциальный город, с другой – морской порт, представляющий на чувственно эмоциональном уровне многообразие внешнего мира. Родительская лавка, в которой много времени проводил маленький Антоша, тоже представляет собой средоточие крохотного пространства и – с другой стороны – отражает экзотику дальних стран и приметы “инобытия” (кофе, пряности, обширный набор “колониальных” товаров)
Валагин, А.П. ПРОСТРАНСТВО В ХУДОЖЕСТВЕННОМ МИРЕ А.П. ЧЕХОВА / А.П. Валагин // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика. .— 2004 .— №2 .— С. 15-16 .— URL: https://rucont.ru/efd/522603 (дата обращения: 21.04.2025)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ЧЕХОВА © 2004 А.П. Валагин Воронежский государственный университет Пространственный фактор как важнейший элемент художественного мира А. П. Чехова имеет прямое отношение к биографии писателя, к месту его рождения и родительскому дому. <...> Диалектика (художественный контрапункт) “грандиозного” и “малого” пространства заложен в своеобразии Таганрога. <...> С одной стороны, захудалый провинциальный город, с другой – морской порт, представляющий на чувственно эмоциональном уровне многообразие внешнего мира. <...> Родительская лавка, в которой много времени проводил маленький Антоша, тоже представляет собой средоточие крохотного пространства и – с другой стороны – отражает экзотику дальних стран и приметы “инобытия” (кофе, пряности, обширный набор “колониальных” товаров). <...> На уровне не художественных, но жизненных представлений в судьбе А. П. Чехова фактор пространства весьма любопытен. <...> Он явлен прежде всего в феномене неосуществленных путешествий, о которых, как известно, Чехов часто говорил и писал в письмах, предлагал многим из знакомых, замышлял и откладывал. <...> Поездка, с одной стороны, материализует мечты писателя о далеких путешествиях, с другой – поражает “страдательным”, едва ли не жертвенным характером самой поездки, ее целей (жизнь и быт каторжан и ссыльных), социальной мотивацией и личным мужеством самого писателя. <...> Возвращение в Россию – Тихий океан, Гонконг, Сингапур, Цейлон, Индийский океан, Суэц, Константинополь – “изнанка” российской части пути, экзотический, “цветной”, “тропический” сегмент земного шара, который “проявил” писатель своим путешествием. <...> В прозе А. П. Чехова есть два произведения, в которых контрапункт “большого” и “малого” пространств не просто очевиден, но является своеобразным диалогом художественных смыслов. <...> “Спать хочется” – не только один из самых коротких рассказов писателя. <...> Он – рассказ – выстроен как набор “сужающихся” пространственных метафор (изнемогающая <...>