ЧЕХОВА © 2004 А.П. Валагин Воронежский государственный университет Пространственный фактор как важнейший элемент художественного мира А. П. Чехова имеет прямое отношение к биографии писателя, к месту его рождения и родительскому дому. <...> Диалектика (художественный контрапункт) “грандиозного” и “малого” пространства заложен в своеобразии Таганрога. <...> С одной стороны, захудалый провинциальный город, с другой – морской порт, представляющий на чувственно эмоциональном уровне многообразие внешнего мира. <...> Родительская лавка, в которой много времени проводил маленький Антоша, тоже представляет собой средоточие крохотного пространства и – с другой стороны – отражает экзотику дальних стран и приметы “инобытия” (кофе, пряности, обширный набор “колониальных” товаров). <...> На уровне не художественных, но жизненных представлений в судьбе А. П. Чехова фактор пространства весьма любопытен. <...> Он явлен прежде всего в феномене неосуществленных путешествий, о которых, как известно, Чехов часто говорил и писал в письмах, предлагал многим из знакомых, замышлял и откладывал. <...> Поездка, с одной стороны, материализует мечты писателя о далеких путешествиях, с другой – поражает “страдательным”, едва ли не жертвенным характером самой поездки, ее целей (жизнь и быт каторжан и ссыльных), социальной мотивацией и личным мужеством самого писателя. <...> Возвращение в Россию – Тихий океан, Гонконг, Сингапур, Цейлон, Индийский океан, Суэц, Константинополь – “изнанка” российской части пути, экзотический, “цветной”, “тропический” сегмент земного шара, который “проявил” писатель своим путешествием. <...> В прозе А. П. Чехова есть два произведения, в которых контрапункт “большого” и “малого” пространств не просто очевиден, но является своеобразным диалогом художественных смыслов. <...> “Спать хочется” – не только один из самых коротких рассказов писателя. <...> Он – рассказ – выстроен как набор “сужающихся” пространственных метафор (изнемогающая <...>