УПРАВЛЕНИЕ УДК 658.5 МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ САМООЦЕНКИ ОРГАНИЗАЦИИ ПО ЦЕНТРИРОВАННОЙ МОДЕЛИ © 2004 О.С. Щукин Воронежский государственный университет Совершенствование менеджмента основывается на всестороннем периодическом анализе. <...> В качестве метода анализа в мире широко используется самооценка менеджмента на основе сопоставления с критериями национальных премий в области качества [1]. <...> Самооценка подразумевает анализ способности организации решать основные задачи и достигать своих целей, выявляет слабые места в процессах и системных факторах, влияющих на развитие организации [6, С. <...> Совершенствование и развитие, а также самооценка на основе национальных моделей в области качества, являются ядром Всеобщего Менеджмента Качества (Total Quality Management TQM) нового подхода к рассмотрению принципов и ценностей менеджмента, к выбору направления развития организации в век стремительных перемен. <...> Решение организации о проведении самооценки определяется несколькими факторами. <...> Сопоставление своей организации, например, с лауреатами премии по качеству позволяет четко понять, в каких областях организация отстает от лидеров. <...> Эти области определяются критериями и факторами национальных моделей по качеству. <...> Постоянно проводимая самооценка позволяет устранить отставание в конкретных областях, планировать улучшение деятельности организации, пересмотреть ее стратегию. <...> Предлагаемая методика самооценки основывается на центрированной модели, описанной в работе автора [1], базируется на адаптивном подходе, ориентирована на менеджмент процессов и состоит из трех этапов. <...> Это комбинированная методика, включающая методику оценки (аудит) на соответствие критериям национальной премии в области качества, определение Главных Факторов Результативности (ГФР), Сложности Достижения Результата (СДР), построение основных бизнес-процессов и кроссдиагностику, опирающуюся на менеджмент процессов <...>