ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ВЕСТНИК ВГУ МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ КАК ЗАДАЧА СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ* П. Е. Кондрашов начальник Управления развития образования Министерства образования Российской Федерации, кандидат технических наук ДЕСЯТИЛЕТИЕ ПЕРЕМЕН Последнее десятилетие минувшего века характеризовалось глубокими переменами как в социально-экономических условиях развития отечественной системы образования, так и в ее правовых основах. <...> Известно, сколь серьезное воздействие на все стороны жизни образовательных учреждений оказало становление гражданского общества и рыночной экономики. <...> Существенные, а во многих отношениях и весьма радикальные преобразования в устройстве учебных заведений и в их взаимоотношениях с основными социальными институтами, включая семью и государство, были закреплены и стимулированы федеральными законами "Об образовании" и "О высшем и послевузовском профессиональном образовании". <...> А в результате в сфере образования к началу XXI в. у нас в стране произошли заметные качественные сдвиги: - на смену прежнему единообразию учебных заведений пришло многообразие их типов; - место унифицированных учебных программ заняли вариативные образовательные программы, содержащие федеральный, национально-региональный и локальный компоненты; - сблизились с рыночными механизмы финансирования образовательных учреждений и методы управления ими; - принципиально обновилось содержание социально-гуманитарного образования; - сложился негосударственный сектор образования; - расширилась автономия учебных заведений; - сформировалась многоуровневая система высшего образования. <...> Эти и другие сдвиги привели к далеко не однозначным последствиям. <...> Например, вариативность образовательных программ обусловила фрагментацию образовательного пространства; конкуренция на рынке платных образовательных услуг вызвала структурные диспропорции и во многих случаях отрицательно сказалось <...>