Научные сообщения УДК 101.1:510.2 КУЛЬТУРНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ МАТЕМАТИКИ В КОНТЕКСТЕ ФИЛОСОФИИ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Н. В. <...> Михайлова Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники Поступила в редакцию 15 декабря 2015 г. Аннотация: в статье аргументируется подход, согласно которому математика есть необходимая часть современной духовной культуры. <...> Этот статус математики раскрывается в философии образования. <...> Современная математика фактически становится общекультурной дисциплиной, интегрированной в мировую культуру. <...> Прежде всего, математика выступает в качестве языка науки. <...> Именно этот язык придает естественнонаучной мысли не только строгость, но и новую эвристичность. <...> Вигнер справедливо говорит о «непостижимой эффективности математики в естественных науках» [1]. <...> И, действительно, методом математической гипотезы делаются такие открытия, возможность которых трудно увидеть исходя из «содержательных» интуиций. <...> Но прежде всего, математика уже со школы формирует человеческое мышление как таковое. <...> Леонардо да Винчи считал, что математика – это единственная наука, которая «содержит в себе собственное доказательство» [цит. по: 2, с. <...> ]. Культурный потенциал математики выражается в том, что она способствует формированию той широты и логической последовательности мышления, без которых немыслимы всякие культурные достижения. <...> Именно в математическом мышлении наиболее ярко проявляются черты науки как феномена культуры, и именно в математическом контексте наука предстает как культура: культура мышления, культура планируемого действия, культура выбора. <...> Таким образом, математика обнаруживает внутреннее единство с далекими (как иногда кажется) от нее духовными сферами. <...> Связь математики и мира высших смыслов была осознана уже в античности. <...> Доказательность математики не только является выражением строгости и однозначности © Михайлова Н. В., 2016 55 Вестник ВГУ. <...> Как подчеркивал В. А <...>