Педагогические науки, № 6, 2013 Теория и методика обучения и воспитания Евтушенко И.И., аспирант Московского государственного гуманитарного университета имени М.А. Шолохова ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ Изучение современных психолого-педагогических исследований позволило выделить позитивные и негативные факторы, влияющие на формирование правовой культуры старшеклассников. <...> К группе позитивных, мы относим общие факторы воспитания. <...> Д.В. Гуров (2004) предлагает негативные факторы условно разделить на две группы: внешние и внутренние, объективные и субъективные, хотя строгую грань между ними провести довольно сложно: причины внутреннего порядка являются следствием действия причин внешних, а действия внешних причин определяется внутренними причинами [1]. <...> К внешним негативным факторам относятся неблагоприятные условия развития и воспитания ребенка в семье, отрицательное влияние ближайшего социального окружения, отсутствие систематической деятельности по воспитанию. <...> Семья является самым распространенным негативным фактором, особенно при наличии бедности, безработицы, алкоголизма, насилия, что является причиной безнадзорности, бродяжничества, попрошайничества, воровства и др. <...> Провоцирующими факторами семейного неблагополучия являются: 1) нарушенные межродительские, детско-родительские (гиперопека, гипоопека) отношения [2]; 2) низкий общекультурный уровень родителей; 3) наличие больных родственников, особенно, психическими заболеваниями и расстройствами; 4) загруженность родителей на работе; 5) педагогическая и правовая безграмотность родителей; 6) преобладание потребительских, иждивенческих позиций; 7) неполные семьи. <...> Вследствие наличия подобных факторов, начиная с конца 80-х годов XX века, характерным для нашей страны является такое отрицательное явление, как «социальное сиротство», приобретающее угрожающий для России размах. <...> Это вызвало <...>