Воспитывающее обучение Юлия Николаевна Козлова, учитель русского языка и литературы Новосибирской классической гимназии № 17 Ленинского района, г. Новосибирск Метод построчного комментирования и его воспитательные возможности В последние несколько лет особенно часто приходится слышать, что современные дети либо не читают, либо читают совсем мало. <...> А по этой незамысловатой причине школьные уроки литературы нередко превращаются всего лишь в «театр одного актера», где учитель — и сценарист, и режиссер, и актер, а подчас даже и слушатель. <...> Ученикам волей-неволей остается тогда только роль исполнителя тех учебных заданий, которые ему предлагает учитель. <...> Многим из нас такая ситуация знакома не понаслышке. <...> А как все-таки хотелось бы слышать мнение собеседника, в нашем случае — ученика, ребенка, которому ведь тоже есть что сказать с позиции его собственного, пусть и небольшого пока, жизненного опыта! <...> Как сделать так, чтобы все-таки состоялся диалог в классе? <...> Понятно, что для этого необходимо побудить ученика высказать свою точку зрения. <...> И здесь опять-таки возникает все тот же сакраментальный вопрос: как? <...> Одним из эффективных методов, который может привести к желаемому результату, является, на мой взгляд, метод построчного комментирования художественного текста. <...> Давая такое творческое задание учащимся, мы предлагаем им прокомментировать образ, ситуацию, описание и т. д. <...> Безусловно, не все выполненные комментарии радуют учителя своей глубиной и оригинальностью. <...> Но здесь, думаю, необходимо ясно отдавать себе отчет в том, что перед нами не сложившаяся, не социально зрелая личность, а только формирующаяся, постепенно взрослеющая, поэтому аргументы ребенка подчас будут и наивны, и поспешны. <...> А иногда эти комментарии могут даже представлять собой вольный пересказ авторского текста. <...> Но, набравшись все же терпения, при проверке достигнутых результатов всегда стоит вновь и вновь возвращать ребенка к двум <...>