81 О.В. Васильченко, Д.А. Завгородний Трансформация сельской малокомплектной школы в условиях современного российского общества O.V. <...> Милль Потребности современного общества ориентируют современную сельскую малокомплектную школу на воспитание конкурентоспособной личности, на формирование ее социально значимых качеств, дающих возможность адаптации и самореализации сельского выпускника. <...> Способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта становится целью педагогического процесса. <...> Ключевые слова: малокомплектная сельская школа, методы воспитания в сельской школе, процесс трансформации. <...> Начало XXI века знаменует переход России в стадию гражданского общества, правового государства, рыночной экономики, признание человека, его прав и свобод высшей ценностью. <...> На современном этапе развития российского общества гражданское образование школьников является предметом государственной политики и обязательной, неотъемлемой частью образования, начиная с начальной школы. <...> Она составляет около 70% от общего числа школ России. <...> От состояния и уровня ее работы во многом зависят ценностные ориентации детей и молодежи села, ка 82 чество и уровень образованности обучающихся, социокультурная ситуация на селе, стабильность сельской семьи и многое другое. <...> Выдающиеся ученые и философы еще в прошлые века считали: единственное средство сделать народ счастливым – просветить его, показать ему пользу законов, гражданских прав и свобод, поэтому одним из направлений, осуществляемых школой, является правовое просвещение, направленное на понимание учащимися, родителями и педагогами ценностей и принципов, лежащих в основе правовой системы. <...> От личности педагога, его интересов, склонностей и способностей, нравственно-педагогической позиции во многом зависит доминанта в содержании воспитательной работы в конкретной школе. <...> В сельских <...>