Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 610370)
Контекстум
Метод  / №1 2011

О НЕОБХОДИМОСТИ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ДЛЯ ПОНИМАНИЯ РОССИИ (260,00 руб.)

0   0
Первый авторПивоваров
Страниц20
ID476630
АннотацияУ каждой эпохи существует потребность в историческом самоопределении, собственном видении прошлого. Поэтому каждый раз решенные (казалось бы) вопросы ставятся под сомнение, подвергаются пересмотру. Но бывают времена, когда историософская потребность ощущается особенно остро. Сегодня как раз такое время. Во всяком случае, в нашей стране, для нашей страны…
Пивоваров, Ю.С. О НЕОБХОДИМОСТИ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ДЛЯ ПОНИМАНИЯ РОССИИ / Ю.С. Пивоваров // Метод .— 2011 .— №1 .— С. 72-91 .— URL: https://rucont.ru/efd/476630 (дата обращения: 20.04.2025)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Пивоваров О НЕОБХОДИМОСТИ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ДЛЯ ПОНИМАНИЯ РОССИИ У каждой эпохи существует потребность в историческом самоопределении, собственном видении прошлого. <...> Но бывают времена, когда историософская потребность ощущается особенно остро. <...> С другой – русское сознание всегда было ориентировано на философско-историческую проблематику. <...> Однако несмотря на напряженность историософских поисков, на жар историософского горения, русская мысль и русская наука подобно иным (европейским) уложились – в общем и целом – в два подхода: формационный и цивилизационный. <...> Кратко рассмотрим существо и специфику этих двух господствующих типов осмысления и упорядочения исторического процесса. <...> Без этого и вне этого, коль эти типы действительно господствуют, не подойти к теме самоопределения современного российского человека во времени и (социальном) пространстве. <...> Начнем с формационного как более привычного – о нем мы узнавали еще в школе. <...> И на всю жизнь обязаны были запомнить, что мировая история, по Марксу, состоит из пяти сменяющих друг друга формаций. <...> Должен сказать, что 72 О необходимости методологического самоопределения для понимания России именно эта полемика посеяла во мне, студенте конца 60-х – начала 70-х годов, первые «историософские сомнения». <...> Но, как выяснилось впоследствии, не один лишь «азиатский способ производства» угрожал моему «школьному марксизму» с его жесткой пятичленной формулой. <...> Оказалось, что наука (советская и зарубежная) обнаружила в классическом марксизме три варианта осмысления истории. <...> Согласно выявлению исторических типов общественных отношений зависимости и свободы, когда за основу берутся исторические способы соединения в целое общественных индивидов (т.е. природа их социальности) и конкретноисторические способы соединения работника и средств производства. <...> Конечно, эти три версии осмысления исторического процесса не противоречат друг другу <...>