Влияние государственно-конфессиональных отношений на формирование гражданского общества на примере Республики Башкортостан // Инновационные ресурсы мусульманского образования и культуры: Вторые Фахретдиновские чтения: Сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. <...> Ислам в общественной и политической жизни татар и Татарстана. <...> , политологи ИСЛАМ И ПОИСКИ НОВОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕОЛОГИИ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ В результате российских реформ 1990–2000-х годов республики Северного Кавказа находятся в транзитивном, т.е. переходном состоянии, в котором старые советские социальные формы и институты социальной организации либо разрушены, либо качественно трансформированы, а новые либерально-рыночные либо еще не достигли оптимальной эффективности, либо еще не сформированы в соответствии с оптимальными западными образцами. <...> В этом состоянии общества доминирующую роль играют социальные институты и организации транзитивного типа, в которых качественно новые социальные элементы проявляются часто в искаженном виде или в сочетании со старыми, неэффективными, традиционными элементами. <...> Во взаимодействии с системным социальным кризисом и разрушением прежней советской формы объективной социокультурной самобытности транзитивное состояние северокавказских обществ порождает идеологический кризис их социокультурной идентичности, т.е. кризис национального самосознания. <...> 73 Идеологический кризис социокультурной идентичности северокавказских обществ состоит в том, что на смену разрушенной советской форме национального самосознания пока не пришла новая эффективная форма национальной идеологии, в которой остро нуждается местное общество. <...> Транзитивная идентичность является временной, переходной формой, несовершенной компенсацией эффективной цельной идентичности. <...> Ее основными проявлениями являются фрагментация идентичности (как на уровне национальной идеологии, так и на уровне личностного, индивидуального <...>