3 ОПЫТ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПЕДАГОГИКИ О ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УЧЕБНЫХ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЯХ А.Ю. <...> Губанов (ГБОУ Центр образования ¹ 1811 Измайлово; e-mail: agubanovs@gmail.com) В статье рассматривается структура учебной проблемной ситуации и специфика действий педагога в ней. <...> Выявляется типичное для данной ситуации фундаментальное противоречие между необходимостью осво - ения учащимися предзаданного нормативного способа действия и свободной поисковой активностью учащихся. <...> Различаются частные приемы и общие принципы организации педагогического мышления и действия. <...> Формулируются принципы педагогического мышления и действия, адекватные именно учебной проблемной ситуации. <...> Ключевые слова: учебная проблемная ситуация, предопределенность, свободный поиск, педагогическое мышление, принцип и прием. <...> Важнейший принцип деятельностного подхода в педагогике состоит в том, что знание (понятие, способ действия) не сообщается ученику в готовом виде, а “открывается” самим учащимся в ходе самостоятельной деятельности, организуемой учителем. <...> При реализации данного принципа учителя сталкиваются со значительными трудностями, а имеющиеся научные и методические знания о сущности этих трудностей и принципах их преодоления недостаточны. <...> Цель статьи — выявление и анализ ключевой проблемы организации педагогического мышления и деятельности в условиях “учебной проблемной ситуации”, а также возможного пути ее решения в форме принципов организации педагогического мышления, адекватных учебной проблемной ситуации. <...> Для этого необходимо прежде рассмотреть: строение учебной проблемной ситуации, состав необходимых педагогических действий, особенности и трудности взаимодействия педагога с учащимися в данных ситуациях. <...> В литературе имеются различные 83 представления об учебной проблемной ситуации (В.В. Давыдов [1], А.М. Матюшкин [2], М.И. Махмудов [3] и др.), а также анализ опыта работы <...>