3 СЛОВО МЭТРА К ВОПРОСУ О ПОНЯТИИ “ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ” И ЕГО ЗНАЧЕНИИ ДЛЯ ПЕДАГОГИКИ Э.В. <...> Ильенков Разговор, поднятый на страницах журнала “Вопросы философии” А.Н. Леонтьевым, мне представляется не только очень своевременным, но и очень точным по прицелу. <...> Н. и учреждение нашего семинара совпали по времени. <...> Понятие деятельности, видимо, и в самом деле является тем ключевым понятием, которое только и позволяет объединить усилия педагогов, психологов и философов вокруг решения центральной задачи всей нашей системы образования, — задачи ее организации на основе ясной системы теоретических представлений. <...> Мне кажется, это понятие можно уподобить кристаллу, брошенному в перенасыщенный раствор нашей педагогической мысли. <...> В самом деле, — потребность в создании единой системы теоретических оснований организации учебно-воспитательной работы в школе очень остра, очень напряженна. <...> Вернейшим признаком этой напряженной ситуации является та быстрота, та скорость, с которой возникают и исчезают в последнее время своего рода эпицентры в атмосфере нашей педагогической мысли, те точки притяжения, вокруг которых сразу же начинают собираться единомышленники. <...> То это идея “программированного обучения”, то “генетическая педагогика”, то “развивающее обучение”, а то и вовсе “кибернетика”, теория “информации” и тому подобные модные веяния. <...> Эти увлечения вовсе не проходят бесследно, — их усваивают с охотой, даже с жадностью. <...> Стоит вчитаться в любое руководство по педагогике, написанное в последние годы, чтобы обнаружить следы всех кратковременных увлечений, — что-то вроде слоеного пирога или среза геологических напластований. <...> И внешние обратные связи, и разветвленные программы, и разговоры о генетической обусловленности способностей, и о роли среды, и о роли комсомольских организаций. <...> Разумеется, говорится и о значении “деятельности”, о значении самостоятельной активности в ходе усвоения материала. <...>