4 МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ КОНСТРУКТЫ КАК ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОГНИТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ А.Г. Гейн, В.П. Некрасов (Центр дополнительного образования по математике, информатике и теоретической механике Уральского федерального университета им. первого Президента России Б.Н. <...> Ельцина, кафедра информационных систем и технологий Уральского технического института связи и информатики; e-mail: Alexander.Gein@usu.ru) Предлагается подход к формированию когнитивных компетенций у выпускников вуза на основе включения в методическую систему конст - руктов, выражающих основные понятийные связи. <...> Экспериментально установлено, что учет понятийных связей путем включения в курс предложенных конструктов повышает качество усвоения студентами учебного материала. <...> Ключевые слова: когнитивные компетенции, метапредметные умения, понятийная связь, топология модели учебного курса. <...> Принятие в сфере высшего профессионального образования Федерального государственного образовательного стандарта третьего поколения знаменует завершение этапа формирования компетентностной парадигмы и последовательного перехода к ней в практической деятельности образовательных учреждений. <...> Значительное внимание при этом было, естественно, уделено тем компетенциям, которые в принятой до того знаниевой парадигме почти не находили своего отражения — информационным компетенциям, общекультурным, коммуникативным, социальным и т.д. <...> Что касается когнитивных компетенций, которые, без сомнения, являются основными для выпускника, ибо без них выпускник просто бесполезен на предприятии, то здесь основное внимание к сегодняшнему дню оказалось сосредоточенным на воспитании готовности к решению продуктивных и творческих задач в рамках одного предмета, а нередко даже в пределах той или иной изучаемой темы. <...> Такой механизм можно охарактеризовать как локальный уровень овладения когнитивной компетенцией — воспитываемая готовность применить <...>