ИВАНОВ – ПУБЛИЦИСТ И ФИЛОСОФ КУЛЬТУРЫ Ни в одном словаре на русском языке, будь то «Писатели современной эпохи», изданный в 1928 г. Государственной академией художественных наук, или новейший многотомный биографический словарь «Русские писатели. <...> 1800–1917», а тем более в иностранных словарях, вы не найдете в перечне литературных дарований Вяч. <...> Иванов – публицист и философ культуры <…> стихии <…> эллинской “грамоты”3 завещан нам древней Элладой. <...> Самый плачевный результат этого оскопления родного языка сказывается в том, что он растерял исконное свое достояние, которое Потебня называл «внутреннею формою слова». <...> Наш язык, считал Иванов, «по глубине напечатления в его Арам Асоян Надо ли в этой аудитории доказывать, что это не лингвистическая и, шире, не филологическая статья, а прежде всего публицистическая, потому что ее проблематика связана с историей и философией культуры, с философией предания о созвучии эллинской и русской речи, с духовными катаклизмами национального бытия. <...> Мифическая летопись мира и человека истиннее истории9, – утверждал Иванов, и с этим нельзя не согласиться, ибо архетипические структуры мозга, психики глубже врастают в человеческую ментальность, чем структуры сознания. <...> Иванов – публицист и философ культуры дает синхронное сопоставление эллинского и русского, и опасность, угрожающая русскому языку, трактуется в сослагательном наклонении. <...> Иванова «О кризисе гуманизма: к морфологии современной культуры и психологии современности», опубликованная на следующий год после статьи «Наш язык», тесно связана с нею. <...> «Кризис гуманизма, – писал Иванов, – есть кризис внутренней формы человеческого самосознания личности и через личность»14. <...> Можно сказать, что внутренняя форма слова – это своего рода этимон, исходная форма, от которой произошло слово. <...> Иванов считает, что, изменяясь в национальном сознании, эта форма стала эксцентрической по отношению к личности, к идее гуманизма <...>