Сюзанна Франк ТЕПЛАЯ АРКТИКА: К ИСТОРИИ ОДНОГО СТАРОГО ЛИТЕРАТУРНОГО МОТИВА Сюзанна Франк – профессор Гумбольдтского университета (Берлин). <...> Она выделяет три типа повествований (нарративов) о «теплой Арктике» – географический, диахронный и трансформативный. <...> Постулат географического нарратива: «Теплая Арктика существует», диахронного: «Теплая Арктика надвигается», трансформативного: «Теплая Арктика будет создана». <...> Вплоть до начала XX в. климатический облик Северного полюса оставался неизвестным, а потому была широко распространена утопическая идея о царящем там теплом и благоприятном климате. <...> Миф о людях, живущих «за северными ветрами», о «гипербореях», существовал со времен Пиндара и Геродота. <...> Гипербореев считали счастливым народом, живущим мирно, без войн, без насилия и страха смерти. <...> Более того, они считались народом, близким к богам и наделенным поэтическим даром. <...> В ходе освоения Севера местонахождение гипербореев отодвигалось все дальше. <...> На картах Меркатора (конец XVI в.) территории гипербореев переносятся на Северный полюс, который тогда представлялся в виде острова или группы островов. <...> Ранее, в Средние века, земной рай мыслился на самом востоке и в соответствии с тогдашней картографической ориентацией помещался посередине верхней части карты. <...> С Нового времени в верхней части карты изображается се∗ Франк С. <...> Теплая Арктика: К истории одного старого литературного мотива // НЛО. <...> 88 ∗ Теплая Арктика вер, так что благодаря мифу о гипербореях земной рай на картах смог остаться на прежнем месте. <...> В XVII в. шведский ученый Олаф Рудбек наложил миф о гипербореях на миф об Атлантиде, что позволило ему считать Швецию «первой избранной культурой». <...> Русский путешественник Яков Санников, вернувшись из экспедиций 1808–1810 гг., рассказывает о том, что видел за льдами зеленый холмистый остров. <...> В геоисторических моделях XIX в. образ теплой Арктики символизировал либо хорошее (потерянное) прошедшее время, либо завещанное <...>