Д.О. Швидковский АУРА ЕКАТЕРИНИНСКОГО ПАРКА∗ Образы архитектуры и садов Царского Села обладают особой аурой в пространстве классической русской культуры. <...> Они стали не только концентрированным, подлинным, насыщенным воспоминаниями выражением екатерининского времени – конца XVIII в. <...> Эти образы оказались необходимым звеном в духовном развитии русских людей новой, пришедшей с наступлением XIX столетия Александровской эпохи. <...> Возможно, основой ауры Царскосельского ансамбля в русской культуре является то, что архитектурное пространство, созданное здесь, перекликается с пространством иного мира – мира русской поэзии пушкинского времени и находит во многом благодаря этому отклик и в более поздних произведениях многих видов искусства на протяжении длительного периода вплоть до сегодняшнего дня. <...> Секрет очарования Царского Села, его мощной ауры, ощущаемой всяким, кто оказывается здесь, и лежит в пересечении двух миров, столь разных, но столь существенных для российской культуры. <...> История судила так, что поэт называл своим отечеством пространство, которое было создано мастерами Екатерины для воспитания Александра. <...> В историческом смысле это соответствовало важнейшим процессам развития искусства России. <...> Именно придворный парк был «суммой» русской культуры второй половины XVIII столетия. <...> В нем образ бытия, идеализированный пейзаж, был насыщен разнообразными обозначениями всевозможных ∗ Швидковский Д.О. <...> 182 Аура Екатерининского парка ассоциаций, мыслей, воспоминаний и страстей, которые формировали художественное мышление эпохи Просвещения. <...> Поэзия Пушкина родилась в пейзажном парке, само существо которого, его философия и эстетика содержали в себе черты, из которых родился XIX век. <...> «Ландшафтная революция» XVIII столетия, создавшая английский сад и пришедшая в Россию при Екатерине II, причем через Царское Село и Павловск, а также работавших здесь мастеров, существенно изменила жизнь и мышление человечества <...>