О СТЫДЕ И СОВЕСТИ в учительской профессии Марк Максимович Поташник, действительный член (академик) Российской академии образования, доктор педагогических наук, профессор Анатолий Валентинович Соложнин, кандидат педагогических наук «Если вы дадите мне учение о личности без слова «совесть», то это будет учение о ч¸м угодно, только не о личности. <...> А.Н. Леонтьев, выдающийся российский психолог Стыд и совесть нынче — неформат Поводом для написания этой статьи послужила информация от нашего коллеги, доктора педагогических наук, профессора одного из университетов, где готовят школьных педагогов: «Прогнал через поисковую систему несколько имевшихся у меня в электронном виде свежих вузовских учебников по педагогике с целью найти в них слова «стыд» и «совесть». <...> ». Если вспомнить, что все словари дают одно и то же определение слова «педагогика» — наука о воспитании ребёнка», то станет понятно и прямое, и метафорическое значение заголовка статьи. <...> Выбирая, куда поехать, обсуждали с начальника9 ми Управлений образования содержание наших выступлений, выясняли потребности территорий и среди прочих предложили часть доклада посвятить проблеме возрождения в школе воспитательной функции, миссии, обязанности педагога, возвращению в профессиональный обиход учителей слов «совесть» и «стыд». <...> В ответ в разных формах услышали: «При всём уважении к вам, этих сентенций про «совесть» и «стыд» нам не надо. <...> А что является настольным рабочим материалом уже трудящихся в школах педагогов? <...> Так и там в ФГОС ни для начальной, ни для основной, ни для средней школы нет слов «совесть», «стыд», «честь». <...> Ярче всего это стало заметным в музыке: неформатом стали народные, Воспитание в школе 6’2016 М.М. Поташник, А.В. Соложнин. <...> О стыде и совести в учительской профессии патриотические, лирические песни, вся классика, а соответственно востребованными (то есть форматом) являются все разновидности попсы, отсутствие мелодий, мощность <...>