Теория и практика Культуроведческий и этнокультурный подходы к изучению фольклора народов России Ольга МАРЧЕНКО, доцент кафедры преподавания русского языка и литературы Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, кандидат педагогических наук С 14 оциализирующая функция об разования, приобретающая в со временных условиях нацио нальнорегиональный оттенок, пред полагает ориентацию образователь ных программ на региональные соци альноэкономические, культурнооб разовательные, этноисторические, экологодеятельностные и другие осо бенности конкретного региона. <...> Школа при звана обеспечить учащимся возмож ность приобщения к традиционным ценностям, к богатству и самобытнос ти национальной культуры народов, проживающих на территории России. <...> Введение в вариативную часть учеб ного плана общеобразовательных уч реждений специальных часов нацио нальнорегионального компонента (дополнительных предметов, факуль тативных занятий, спецкурсов и т.п.) приводит к перегрузке учащихся и к тому, что культура коренных наро дов региона становится доступна только для учащихся, которые выбра ли предметы по изучению националь ного фольклора, литературы и культу ры. <...> Известно, что фольклор как неотъем лемая часть духовной культуры народа содержит не только информацию об истории народа, его религиозных и нравственных представлениях, но и общечеловеческие духовные ценности. <...> Поэтому знакомство с фольклором ко ренных народов региона может стать для учащихся общеобразовательных школ первой ступенькой в постиже нии общечеловеческих духовных цен ностей и мировой культуры. <...> К сожалению, можно констатировать, что не во всех общеобразовательных школах организовано изучение фоль клора коренных народов региона в курсе литературы. <...> Вопервых, его изучение не рассматривается с точки зрения более полной реализа ции <...>