Вера Александр Ткаченко «Освяти руку ударом» Почему Иоанн Златоуст призывал бить богохульников? <...> 26 ФОМА • июнь 2016 Фото Владимира Ештокина Может ли христианин в ответ на богохульство ударить человека, если другие средства воздействия оказвыаются бесполезными? <...> Споры об этом продолжаются на просторах Интернета уже не первый год. <...> Главным аргументом в пользу силового решения вопроса обычно приводятся слова Иоанна Златоуста «освяти руку ударом», «сокруши уста», «ударь его по лицу», произнесенные святителем как раз в адрес богохульников. <...> Для одних христиан они звучат утешительно и воспринимаются чуть ли не как прямая санкция на применение силы везде, где им видится богохульство. <...> Другим они режут слух и смущают нравственное чувство, несмотря на высочайший авторитет святителя. <...> А ргументы первых достаточно просты и понятны: раз Златоуст сказал, значит — можно, нужно и даже должно. <...> Однако тут уж, что называется, из песни слова не выкинешь. <...> Эту фразу мы действительно находим у святителя Иоанна в «Беседах о статуях»: «…Но раз у нас зашла теперь речь о хуле, то я хочу просить всех вас об одной услуге, взамен этой речи и рассуждения, — именно, чтобы вы унимали в городе тех, кто богохульствует. <...> И если нужно будет ударить его, не отказывайся, ударь его по лицу, сокруши уста, освяти руку твою ударом…». <...> Очевидно, чтобы разобраться в этом, следует для начала прояснить один простой и закономерный вопрос: а что же имел в виду сам святитель Иоанн Златоуст, когда произносил эти суровые слова? <...> Каких именно богохульников подразумевал он, призывая свою паству освятить кулаки ударами об их лица? <...> Бунт В 387 году в крупнейшем городе Малой Азии — Антиохии — вспыхнул народный бунт. <...> Причиной его стало очередное повышение налогов императором Феодосием. <...> Ремесленники, крестьяне и мелкие торговцы и без того были почти разорены постоянно увеличивающимися поборами в имперскую казну. <...> Но тут в придачу к обычным сборам вдруг был объявлен <...>