Юбилей Валентин СЕРОВ (1865 – 1911) Парижане останавливались у афиши, поражаясь изящному силуэту, застывшей в трепетном арабеске из «Сильфид» Анны Павловой. <...> Эта афиша, написанная Валентином Серовым, станет поэтичным символом дягилевского сезона 1909 года. <...> Всего несколько штрихов, но всё здесь дышит танцем, возникающем из облака газа и синевы фона. <...> Причем плакатный облик Павловой будет пользоваться в Париже большим успехом, чем живой танец балерины. <...> 38 праздничности В Ему нравилось все, что носило характер асилий Розанов пишет: «… <...> Серов, заготовив громадное синее полотно, темно-синее, такое некрасивое и грубое… не зарисовал его портретом, т.е. оставил синими только одни поля фона, а взял (для зрителя так кажется) мел, и этим хрупким, неверным, осыпающимся материалом повел в одну линию, одну элементарнейшую линию, откинутую назад ножку балерины Павловой, коротенькие юбочки, поднятые грациозно кверху обнаженные руки - и «вполне сделал» только головку. <...> Юбилей «Ничего не сделано», а идея танца выражена так совершенно, как нельзя более придумать. <...> И вы его видите грубое перед собою, в пять рублей ценою… чертами лица и глазами, скрывающимися за нереально длинными ресницами. <...> Будет создан, причем по его инициативе, занавес к балету «Шехеразада» (1910). <...> И всё… кто знает, может быть, его полнокровной театральной работе в Дягилевской антрепризе помешала его ранняя смерть в 1911 году в возрасте 55 лет. <...> Тем более что незадолго до смерти Валентин Серов напишет портрет Иды Рубинштейн, который и сегодня мало кого оставляет равнодушным, одни считают его громкой неудачей художника, другие называют его самым смелым и сильным произведением художника. <...> Но вернемся к Иде Рубинштейн и портрету чуть позже, а сейчас несколько интересных историй о том, как Серов появился у Дягилева. <...> В этом нам помогут воспоминания Александра Бенуа, не сразу, но всё же сумевшего добиться дружбы Серова. <...> В 1900 году Серов порвал с Товариществом передвижных <...>