ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА ¹ 4(22) 2009 О. М. Топоркова Семиотико-онтологическаямодель обучения как концептуальная основа организации учебного процесса Совершенствование организационно-технологического уровня управления вузом означает необходимость учета особенностей процесса обучения, что соответствует современной парадигме гуманизации образования на всех его уровнях. <...> Характерной чертой обучения в образовательном учреждении является то, что основной объем знаний приобретается обучаемым не за счет наблюдений, а за счет их извлечения из транслирующей обучающей среды (ТОС), имеющей различные носители—от биологического (преподаватель) до электронного. <...> Всовременныхже условиях, когда всебольшее распространение получают технологии дистанционного обучения и электронные информационно-коммуникационные средства, возрастает роль электронных ТОС и, следовательно, текстологических методов извлечения знаний. <...> Анализ ЛабораторияМоделированиеобразовательныхпроцессов ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА ¹ 4(22) 2009 ряда публикаций по данной проблематике показал, что они направлены на автоматизацию извлечения знаний из вербальных моделей с целью их структуризации и не затрагивают непосредственно исследований в области их усвоения обучаемым с позиций развития когнитивных структур во времени. <...> Особенностью текстологических методов является «.жесткая прагматическая направленность извлечения конкретных профессиональных знаний» [4]. <...> В настоящей статье описана модель взаимодействия обучаемого с ТОС, которая является концептуальной основой для организации учебного процесса в направлении формирования образовательных траекторий иможет рассматриваться как попытка развития текстологических методов извлечения знаний. <...> Общая постановка проблемы Результативность работы обучаемого с ТОС зависит от ряда факторов, которые делятся на структурные, семантические и прагматические [15]. <...> Так, если тезаурус очень <...>