РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК СИБИРСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ФИЗИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗРАБОТКИ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ 2016 УДК 622.271.322 БЕСТРАНСПОРТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ВСКРЫШНЫХ РАБОТ НА РАЗРЕЗАХ КУЗБАССА: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ В. И. <...> Н. А. Чинакала СО РАН, E-mail: cheskid@misd.nsc.ru, Красный проспект, 54, 630091, г. Новосибирск, Россия Приведены результаты анализа применения бестранспортной технологии вскрышных работ на разрезах Кузбасса. <...> Отмечена тенденция снижения удельного веса этой наиболее производительной и наименее ресурсоемкой технологии в общем объеме вскрышных работ. <...> Предложен метод определения рациональных границ бестранспортной технологии с использованием слоевого коэффициента переэкскавации. <...> Рассмотрены возможные направления дальнейшего развития технологии и использования экскаваторов-драглайнов для повышения эффективности открытых горных работ. <...> Разрез, бестранспортная технология, драглайн, область применения В последнее десятилетие в горнодобывающих регионах страны просматривается устойчивая тенденция развития открытого способа угледобычи, удельный вес которого в общем объеме превысил 72 % [1]. <...> На разрезах применяются преимущественно транспортные и комбинированные (транспортно-бестранспортные) технологии разработки месторождений. <...> Как показывает опыт многолетней эксплуатации разрезов, наиболее высокие технико-экономические показатели при ведении горных работ имеет бестранспортная технология с непосредственной перевалкой горных пород экскаваторами-драглайнами. <...> Ее применение обеспечивает устойчивый режим и высокую производительность ведения вскрышных работ; низкую в сравнении с транспортными технологиями себестоимость выемки и перемещения горной массы; возможность отработки массивов горных пород в сложных горнотехнических условиях. <...> В практике открытых горных работ бестранспортная технология получила широкое распространение на угольных месторождениях с горизонтальным и пологим <...>