Письма в Тамбов о новостях русской словесности: Письмо 1 // Пушкин в
прижизненной критике, 1820--1827 / Пушкинская комиссия Российской академии наук; Государственный
пушкинский театральный центр в Санкт-Петербурге. <...> Б. М. Федоров
Письма в Тамбов о новостях русской словесности
Письмо I
Почтенный друг! с полгода как ты оставил Петербург, а забыл, кажется, и друзей и словесность. <...> Я дал слово извещать тебя о новых произведениях ума и вкуса, о новых
опытах нелепости, о победах школы романтической над здравым смыслом, о торжестве истинного
дарования над предубеждением, о нашествии критиков на словесность классическую, о наблюдениях на
круговращение наших писателей, о толках журнальных и проч., дал слово сообщать тебе по временам
реестр привозных слов в область русской словесности -- и сдержу мое слово. <...> -- Содержание сего стихотворения простое, взятое из предания, не богатого
происшествиями; но цветущие красоты, или, лучше сказать, волшебство поэзии, очаровательность картин,
обилие чувств, новость мыслей, сладкозвучие слов отличают "Бахчисарайский фонтан", подобно как и
другие произведения сего любимца северных муз и граций отличаются столько же, сколько творения
безуспешных его подражателей обличают вынужденность их чувств, выисканность слов, омрачены тьмою
бессмыслия, пугают нелепостию воображения и отличаются всею дерзостию самохвальства и
кругохвальства. <...> Так, мой друг,
кругохвальство, то есть взаимные похвалы взаимным нелепостям друзей-литераторов, есть
существенный признак новой школы1. <...> Здесь-то в минувшее время красавицы Востока
Беспечно ожидая хана,
Вокруг игривого фонтана
На шелковых коврах, оне
Толпою резвою сидели,
И с детской радостью глядели,
Как рыба в ясной глубине
На мраморном ходила дне. <...> Грузинка, принявшая магометанскую веру но бывшая в младенчестве християнкой, нечаянно
видит в гареме крест и лампаду пред иконой. <...> Грузинка, все в душе твоей
Родное что-то пробудило;
Все звуками забытых <...>
Письма_в_Тамбов_о_новостях_русской_словесности.pdf
Федоров Б. М. Письма в Тамбов о новостях русской словесности: Письмо 1 // Пушкин в
прижизненной критике, 1820--1827 / Пушкинская комиссия Российской академии наук; Государственный
пушкинский театральный центр в Санкт-Петербурге. -- СПб: Государственный пушкинский театральный
центр, 1996. -- С. 227--236.
http://feb-web.ru/feb/pushkin/critics/vpk/vpk-227-.htm
Б.М. Федоров
Письма в Тамбов о новостях русской словесности
Письмо I
Почтенный друг! с полгода как ты оставил Петербург, а забыл, кажется, и друзей и словесность.
Ни строчки от тебя, хоть обещал первый ко мне писать и уведомить, как думают и что говорят в ваших
краях о премудрости наших. Я дал слово извещать тебя о новых произведениях ума и вкуса, о новых
опытах нелепости, о победах школы романтической над здравым смыслом, о торжестве истинного
дарования над предубеждением, о нашествии критиков на словесность классическую, о наблюдениях на
круговращение наших писателей, о толках журнальных и проч., дал слово сообщать тебе по временам
реестр привозных слов в область русской словесности -- и сдержу мое слово.
В ожидании твоих писем начну с новости, приятной всякому, с появления "Бахчисарайского
фонтана" на горизонте северном. Этот феномен расшевелит много грамотных и безграмотных, любителей
и губителей словесности. -- Содержание сего стихотворения простое, взятое из предания, не богатого
происшествиями; но цветущие красоты, или, лучше сказать, волшебство поэзии, очаровательность картин,
обилие чувств, новость мыслей, сладкозвучие слов отличают "Бахчисарайский фонтан", подобно как и
другие произведения сего любимца северных муз и граций отличаются столько же, сколько творения
безуспешных его подражателей обличают вынужденность их чувств, выисканность слов, омрачены тьмою
бессмыслия, пугают нелепостию воображения и отличаются всею дерзостию самохвальства и
кругохвальства. Ты улыбнешься при сем выражении; но оно верно рисует их. Так, мой друг,
кругохвальство, то есть взаимные похвалы взаимным нелепостям друзей-литераторов, есть
существенный признак новой школы1. Взгляни в какой хочешь журнал... везде найдешь стихотворения, в
которых беспрестанно твердят: я поэт! я поэт! и заставляют бедных читателей мучиться тщетным
отыскиванием хотя одной черты поэзии; в которых, превознося свою гармонию, производят себя в
меценаты всех своих приятелей-соучеников2, удостаивая их посланиями3, посвящением разномерной
галиматьи4 и титлами Горациев, Анакреонов5. Но обратимся к русскому Анакреону, который невидимо
вводит нас в гарем бахчисарайского хана.
Еще поныне дышит нега
В пустых покоях и садах;
Играют воды, рдеют розы,
И вьются виноградны лозы,
И злато блещет на стенах.
Здесь-то в минувшее время красавицы Востока
Беспечно ожидая хана,
Вокруг игривого фонтана
На шелковых коврах, оне
Толпою резвою сидели,
И с детской радостью глядели,
Как рыба в ясной глубине
На мраморном ходила дне.
Стр.1