УДК 331.586
ББК 65.24
Д37
Десслер Г.
Д37 Управление персоналом / Г. Десслер ; пер. 9-го англ. изд. —
5-е изд., электрон. — М. : Лаборатория знаний, 2024. — 802 с. —
Систем. требования: Adobe Reader XI ; экран 10". — Загл. с титул.
экрана. — Текст : электронный.
ISBN 978-5-93208-856-2
Книга посвящена актуальной для российского рынка теме — управлению
персоналом предприятий. Рассматриваются административные и юридические
аспекты, методы формирования мотиваций, подготовки и обучения
кадров, разработки системы вознаграждений. Исследуются проблемы управления
персоналом в международном плане.
Несмотря на различия между странами в законодательной сфере, книга
актуальна для российского читателя практически в полном объеме. Она
содержит полномасштабный обзор зарубежного опыта по управлению
персоналом, который с успехом может быть использован в условиях
российской экономики.
Для студентов вузов, изучающих теорию и практику менеджмента,
а также для руководителей предприятий, работающих в условиях реальной
рыночной экономики.
УДК 331.586
ББК 65.24
Деривативное издание на основе печатного аналога: Управление персоналом
/ Г. Десслер ; пер. 9-го англ. изд. — М. : БИНОМ. Лаборатория
знаний, 2004. — 799 с. : ил. — ISBN 5-94774-116-4.
В соответствии со ст. 1299 и 1301 ГК РФ при устранении ограничений, установленных
техническими средствами защиты авторских прав, правообладатель вправе требовать от
нарушителя возмещения убытков или выплаты компенсации
Authorized translation from the English language
edition, entitled HUMAN RESOURCE MANAGEMENT,
9th Edition by DESSLER GARY, published by
Pearson Education, Inc, publishing as Prentice Hall
Copyright © 2003 by Pearson Education, Inc,
Upper Saddle River, New Jersey, 07458
ISBN 978-5-93208-856-2
© Перевод на русский язык,
Лаборатория знаний, 2015
RUSSIAN language edition published by
BKL PUBLISHERS Copyright © 2004
Стр.5
Краткое содержание
Часть I. Введение.................................. 27
Глава 1. Стратегическая роль управления персоналом .................. 28
Глава 2. Равные возможности и закон............................ 59
Часть II. Найм и принятие на должность ................... 107
Глава 3. Анализ работы ................................... 108
Глава 4. Планирование потребности в персонале и его пополнение .......... 147
Глава 5. Тестирование и отбор работников ........................ 193
Глава 6. Интервьюирование кандидатов.......................... 232
Часть III. Обучение и развитие ......................... 259
Глава 7. Подготовка и обучение работников ....................... 260
Глава 8. Управление стратегическим обновлением организации ............ 301
Глава 9. Деловая оценка исполнения и управление им.................. 331
Глава 10. Управление карьерой и справедливый подход................. 371
Часть IV. Вознаграждение............................ 407
Глава 11. Разработка системы оплаты ........................... 408
Глава 12. Оплата по результатам труда и финансовые поощрения ........... 451
Глава 13. Пособия и услуги................................. 492
Часть V. Трудовые отношения и гарантии .................. 537
Глава 14. Трудовые отношения и коллективный договор ................ 538
Глава 15. Безопасность и здоровье служащих....................... 585
Часть VI. Глобальное управление персоналом ................ 633
Глава 16. Глобальное управление персоналом ...................... 634
Словарь ...................................... 668
Примечания .................................... 686
Первоисточники иллюстративного материала................ 780
Указатель имен и организаций ......................... 782
Предметный указатель.............................. 793
Стр.6
Содержание
От редакции..................................... 23
Основные особенности девятого издания.................... 24
Особенности текста.................................... 24
Основные особенности окончаний глав......................... 25
Благодарности ................................... 26
Часть I. ВВЕДЕНИЕ ................................ 27
Глава 1. Стратегическая роль управления персоналом ........... 28
Стратегический обзор ...................................... 28
Работа менеджера по управлению персоналом ..................... 29
Почему управление персоналом — одна из важнейших функций менеджера .... 30
Линейные и кадровые аспекты управления человеческими ресурсами........ 31
Совместное линейное и кадровое управление персоналом: пример ......... 35
Стратегическое планирование и тенденции....................... 35
Основы стратегического планирования ......................... 36
Процесс стратегического планирования ........................ 36
Основные стратегические тенденции .......................... 37
Влияние последствий основных тенденций на управление .............. 40
Стратегическая роль персонала.............................. 41
Усиливающаяся роль HR................................. 42
Стратегическое управление персоналом ........................ 42
Роль сотрудников фирмы как стратегического партнера ............... 43
Управление персоналом и технологии ......................... 46
WWW.HR.NET: компьютер для персонала ............................. 47
Управление человеческими ресурсами, трудовое исполнение и приверженность
работников ........................................ 48
Стратегическое управление персоналом: Dell ........................... 50
Существует ли наилучший подход к управлению персоналом?............ 51
План книги.......................................... 51
Резюме............................................. 53
Обзор ............................................. 54
Стр.7
Содержание
7
Вопросы для дискуссии .................................... 54
Индивидуальные и групповые задания ........................... 54
Упражнение–эксперимент: менеджер по персоналу как стратегическийпартнер . . 55
Практическийпример: проблема Джека Нельсона .................... 56
Актуальныйслучай: LearnInMotion.com, введение ..................... 56
Глава 2. Равные возможности и закон ..................... 59
Стратегический обзор ...................................... 59
Равные трудовые возможности 1964–1991 гг. ...................... 60
Статья VII Закона о гражданских правах 1964 года .................. 61
Исполнительные указы .................................. 62
Закон о равной оплате труда 1963 года ......................... 63
Возрастная дискриминация в Законе о занятости 1967 года (Age Discrimination
in Employment Act of 1967)................................ 63
Закон о профессиональной реабилитации 1973 года .................. 63
Закон о трудовом устройстве ветеранов Вьетнамской войны 1974 года ....... 64
Закон о дискриминации по беременности 1978 года .................. 64
Директивы федеральных агентств ............................ 64
Директивы Комиссии по равным правам при трудоустройстве ............ 65
Сексуальное домогательство............................... 65
Судебные решения о равных возможностях при трудоустройстве .......... 69
Равные возможности при трудоустройстве с 1988 до 1991 гг.: изменение позиции
Верховного суда ..................................... 71
Равные права при работе по найму в период с 1991 года по настоящее время ... 72
Закон о гражданских правах 1991 года ......................... 72
Новое место работы: проведение в жизнь Закона о гражданских правах 1991 г. за границей .... 73
Закон об американцах с ограниченной трудоспособностью.............. 74
Государственные федеральные и местные законы о равных возможностях при
трудоустройстве...................................... 78
Защита от дискриминационных обвинений ....................... 80
Что такое неблагоприятное воздействие?........................ 80
Определяющее профессиональное требование ..................... 82
Производственная необходимость............................ 84
Другие аспекты практики защиты от обвинения в дискриминации.......... 85
Некоторые процедуры дискриминационного трудоустройства ........... 86
Замечания по поводу того, что вы можете и чего не можете делать ......... 86
Процедуры дискриминационного найма сотрудников................. 86
Стандарты дискриминационного отбора ........................ 87
Выборочная дискриминационная пропаганда, перевод и процедуры
вынужденного увольнения................................. 88
Судебный процесс Комиссии по равным возможностям при трудоустройстве . . . 89
Процедуры примирения ................................. 89
Стр.8
8
Управление персоналом
Как реагировать на обвинения в дискриминационных действиях при
трудоустройстве...................................... 91
Обязательное судебное разбирательство обвинений в дискриминации ....... 92
Диверсификационный менеджмент и позитивные меры по устранению
диспропорции в отношении занятости лиц, принадлежащих к меньшинствам . . 94
Управление многообразием ............................... 94
Стратегическое управление персоналом: конкурентное преимущество Longo Toyota ........ 95
Равные возможности при трудоустройстве и позитивные меры по устранению
диспропорции в отношении занятости защищаемых лиц ............... 96
Шаги по программе поддерживающих мер ....................... 97
Поддерживающие меры: две основные стратегии ................... 97
WWW.HR.NET: найм представителей национальных меньшинств «онлайн» ............. 99
Резюме ............................................ 100
Обзор ............................................. 102
Вопросы для дискуссии ................................... 103
Индивидуальные и групповые задания ........................... 103
Упражнение-эксперимент: слишком неформально? ................... 103
Практическийпример: случайрасовойдискриминации? ................ 104
Актуальныйслучай: LearnInMotion.com. Вопрос дискриминации ............ 105
Часть II. НАЙМ И ПРИНЯТИЕ НА ДОЛЖНОСТЬ............. 107
Глава 3. Анализ работы ............................. 108
Стратегический обзор ..................................... 108
Характер анализа работы................................. 109
Использование данных, полученных при анализе работы .............. 110
Этапы анализа работы.................................. 112
Методы сбора информации для анализа работы ................... 114
Интервью......................................... 114
Анкеты .......................................... 116
Наблюдение ....................................... 117
Дневник/журнал респондента.............................. 117
Количественные методы анализа работы ....................... 120
Использование множественных источников информации .............. 124
Составление должностных инструкций ........................ 124
Определение работы................................... 127
Краткое описание работы................................ 127
Взаимоотношения .................................... 127
Ответственность и обязанности ............................ 128
Полномочия ....................................... 129
Новое место работы: составление должностных инструкций, соответствующих ADA........ 129
Стандарты исполнения и трудовые условия...................... 130
WWW.HR.NET: использование Интернета для составления должностных инструкций ....... 131
Стр.9
Содержание
9
Описание спецификации работы ............................ 132
Спецификация для обученного персонала в сравнении со спецификацией для
необученного персонала ................................ 132
Спецификации, основанные на суждении ....................... 132
Спецификации, основанные на статистическом анализе ............... 134
Предприниматели + HR: практический подход к анализу работы ................. 135
Анализ работы в «безработном» мире.......................... 137
От специализированных до расширенных должностей................ 137
Почему менеджеры сокращают число вакансий в своих компаниях ........ 139
Стратегическое управление персоналом: применение новой стратегии в U.S. Bank ........ 142
Резюме ............................................ 143
Обзор ............................................. 144
Вопросы для дискуссии ................................... 144
Индивидуальные и групповые задания ........................... 144
Упражнение-эксперимент ................................. 145
Практическийпример: тропическийшторм Эллисон .................. 145
Актуальныйслучай: LearnInMotion.com. Кого мы должны нанимать? ........ 146
Глава 4. Планирование потребности в персонале и его пополнение . . . 147
Стратегический обзор ..................................... 147
Планирование потребности в персонале и прогнозирование ............ 149
Как прогнозировать потребности в персонале .................... 149
Прогнозирование предложения внутренних кандидатов ............... 153
Прогнозирование предложения внешних кандидатов ................ 157
Эффективный набор.................................... 158
Пирамида продуктивности набора ........................... 158
«Внутренние» источники кандидатов.......................... 160
Нахождение внутренних кандидатов.......................... 160
Найм сотрудников — во второй раз .......................... 161
Планирование преемственности ............................ 162
Внешние источники кандидатов............................. 162
Средства ......................................... 163
Агентства по трудоустройству ............................. 165
Бюро, предоставляющие временных работников, и альтернативный набор
кадров .......................................... 167
Исполнительные агенты по найму ........................... 171
Предприниматели + HR: расширение административной группы................. 172
Набор выпускников колледжа ............................. 173
Службы иммиграции и натурализации как источник кандидатов .......... 175
Набор кандидатов по Интернету ............................ 177
WWW.HR.NET: набор в реальном режиме времени ........................ 179
Стратегическое управление персоналом: использование системы набора Американской
ассоциации специалистов в области управления персоналом .................. 180
Стр.10
10
Управление персоналом
Найм более разнообразного персонала ......................... 182
Найм родителей-одиночек ............................... 182
Пожилые работники как источник кандидатов .................... 182
Новое место работы: «управление стариками».......................... 183
Некоторые другие источники кандидатов ....................... 184
Глобальный поиск талантов .............................. 185
Разработка и использование бланков заявлений ................... 186
Назначение бланков заявлений ............................. 186
Равные возможности и бланки заявлений ....................... 186
Альтернативное решение спора ............................ 187
Использование бланков заявлений для прогнозирования исполнения работы . . . 187
Резюме ............................................ 189
Обзор ............................................. 189
Вопросы для дискуссии ................................... 189
Индивидуальные и групповые задания ........................... 190
Упражнение-эксперимент: создание рекламы по набору сотрудников......... 190
Практическийпример: нахождение людей, страстно относящихся ко всему, что
они делают ......................................... 190
Актуальныйслучай: LearnInMotion.com, привлечение лучших претендентов ..... 191
Глава 5. Тестирование и отбор работников .................. 193
Стратегический обзор ..................................... 193
Почему так важен тщательный отбор? ......................... 194
Основные принципы тестирования ........................... 196
Действенность ...................................... 196
Достоверность ...................................... 197
Как оценить действенность теста............................ 198
Равные возможности трудоустройства в тестировании................ 202
Личные права тестируемых и конфиденциальность тестов ............. 202
Вопрос конфиденциальности .............................. 203
Использование тестов в рабочем процессе ...................... 204
Компьютерное интерактивное тестирование ..................... 205
Типы тестов......................................... 206
Тесты на умственные способности........................... 206
Тесты на двигательные и физические возможности ................. 207
Оценка личности и интересов ............................. 208
Предприниматели + HR: тестирование ............................. 208
Тесты на достижения .................................. 211
WWW.HR.NET: использование Интернета для тестирования и отображения результатов ...... 211
Рабочие задания и имитации ............................... 212
Выборочное рабочее задание для отбора персонала ................. 212
Центры оценки управления............................... 213
Ситуационное видеотестирование ........................... 214
Стр.11
Содержание
11
Метод мини-подготовки и последующей оценки персонала ............. 214
Другие методы отбора................................... 215
Процедура проверки уровня образования и опыта кандидата и проверка
рекомендаций ...................................... 215
Агентства по получению информации до принятия в должность.......... 219
Проверка на «детекторе лжи» и тесты на честность ................. 221
Изучение почерка (графология) ............................ 223
Медицинское обследование............................... 224
Выявление злоупотребления наркотиками ...................... 224
Стратегическое управление персоналом: новый процесс найма в City Garage ........... 226
Согласование с иммиграционным законодательством ................ 226
Резюме ............................................ 227
Обзор ............................................. 228
Вопросы для дискуссии ................................... 228
Индивидуальные и групповые задания ........................... 228
Упражнение-эксперимент: тест для работника по предварительным заказам
авиабилетов ......................................... 229
Практическийпример: испытание на честность в Carter Cleaning Company ..... 229
Актуальныйслучай: LearnInMotion.com. Знаете ли вы конъюнктуру рынка? ..... 230
Глава 6. Интервьюирование кандидатов ................... 232
Стратегический обзор ..................................... 232
Основные характеристики интервью.......................... 233
Типы интервью ..................................... 233
Стратегическое управление персоналом: работники Staples по информационным технологиям .. 239
Проведение интервью .................................. 239
WWW.HR.NET: интервью в режиме реального времени ...................... 242
Полезны ли интервью? ................................. 243
Что может подорвать полезность интервью? ..................... 243
Первые впечатления................................... 243
Непонимание сути работы ............................... 244
Ошибка в определении очередности кандидатов (противоположность) и давление
при принятии на работу ................................. 245
Невербальное поведение и управление впечатлениями ............... 245
Влияние личностных качеств: привлекательность, пол, раса ............ 246
Новое место работы: изучающие дискриминацию при трудоустройстве ............. 246
Поведение интервьюера................................. 247
Разработка и проведение эффективного интервью .................. 247
Структурированное ситуационное интервью ..................... 248
Как проводить интервью ................................ 249
Предприниматели + HR: стандартизированное интервью .................... 252
Резюме ............................................ 254
Обзор ............................................. 255
Стр.12
12
Управление персоналом
Вопросы для дискуссии ................................... 255
Индивидуальные и групповые задания ........................... 255
Упражнение-эксперимент ................................. 256
Практическийпример: свободное интервью ....................... 256
Актуальныйслучай: LearnInMotion.com, лучшие интервью ............... 257
Часть III. ОБУЧЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ..................... 259
Глава 7. Подготовка и обучение работников ................. 260
Стратегический обзор ..................................... 260
Ориентирование работников............................... 261
Почему важна ориентация ............................... 261
Использование ориентации для уменьшения стресса................. 263
Процесс подготовки .................................... 263
Почему процесс подготовки приобретает все большую значимость? ........ 264
Пять этапов процесса обучения и ориентирования персонала ............ 264
Подготовка и обучение ................................. 265
Юридические аспекты обучения ............................ 266
Анализ потребностей в обучении ........................... 266
Анализ задач: оценка потребностей новых сотрудников в подготовке ....... 267
Анализ исполнения: оценка потребностей в подготовке текущих сотрудников . . 271
Традиционные методы подготовки ........................... 271
Обучение на рабочем месте............................... 271
Профессионально-техническое обучение ....................... 273
Неформальное обучение ................................ 273
Программа практической подготовки работников в отрасли промышленности . . 274
Лекции .......................................... 275
Программируемое обучение .............................. 276
Аудиовидеоинструменты ................................ 276
Моделируемое обучение ................................ 277
Электронное обучение................................... 277
Подготовка на основе компьютера........................... 277
Электронные системы обеспечения исполнения (ЭСОИ) .............. 278
Дистанционное обучение и обучение с помощью Интернета ............ 279
WWW.HR.NET: подготовка сотрудников в GTE .......................... 280
Стратегическое управление персоналом: Канал 4 становится конкурентоспособным . . . . . . . . 282
Обучение для специальных целей ............................ 282
Технологии по обучению грамотности ........................ 282
Ознакомление со СПИДом ............................... 283
Подготовка для бизнеса в глобальном масштабе ................... 284
Обучение разнообразной рабочей силы ........................ 284
Обучение обслуживанию клиентов .......................... 285
Стр.13
Содержание
13
Новое место работы: обучение сотрудников угождать покупателям................ 285
Подготовка к работе в команде............................. 286
Предоставление непрерывного обучения ....................... 286
Совершенствование и подготовка методов управления ............... 287
Что такое совершенствование методов управления? ................. 287
Новые методы повышения квалификации руководящих кадров........... 288
Подготовка менеджеров без отрыва от производства................. 288
Основные методы обучения вне рабочего места ................... 289
Подготовка руководящих кадров во всемирных компаниях ............. 293
Оценка усилий по обучению ............................... 293
Разработка учения .................................... 294
Оценка усилий по обучению .............................. 296
Резюме ............................................ 297
Обзор ............................................. 297
Вопросы для дискуссии ................................... 298
Индивидуальные и групповые задания ........................... 298
Упражнение-эксперимент ................................. 298
Практическийпример: перестройка механизма работы Apex Door Company..... 299
Актуальныйслучай: LearnInМotion.com, новая программа подготовки ........ 299
Глава 8. Управление стратегическим обновлением организации ..... 301
Стратегический обзор ..................................... 301
Роль персонала в организационных изменениях ................... 302
Управление изменениями организационной структуры ............... 303
Что менять? ....................................... 303
Основное изменение: процесс Левина ......................... 305
Десять этапов процесса изменений........................... 305
Использование системы совершенствования организационной структуры..... 307
Создание программ полного управления качеством ................. 311
Что такое качество? ................................... 311
Программы полного управления качеством ...................... 312
Роль HR в управлении качеством ........................... 312
Создание организаций, основанных на командной работе.............. 314
Природа самоуправляемых групп и полномочия работников ............ 315
Предприниматели + HR: Луис Мельбурн и Time Vision ...................... 315
Как управление персоналом помогает в создании производственных бригад . . . 316
Стратегическое управление персоналом: создание команд на Signicast.............. 318
Персонал и программы по привлечению сотрудников ................ 318
Новое место работы: развивающийся процесс принятия «участвующих» решений за границей .. 320
Персонал и реорганизация бизнес-процесса ...................... 321
Что такое реорганизация бизнес-процесса....................... 321
Роль персонала в реорганизации бизнес-процесса .................. 322
Стр.14
14
Управление персоналом
Гибкие трудовые договоры................................ 323
Скользящий график работы и сжатые рабочие недели ................ 323
Другие гибкие трудовые договоры........................... 325
WWW.HR.NET: осуществление дистанционного доступа ..................... 326
Резюме ............................................ 326
Обзор ............................................. 327
Вопросы для дискуссии ................................... 327
Индивидуальные и групповые задания ........................... 327
Упражнение-эксперимент ................................. 328
Практическийпример: мы стремительно терпим поражение ............. 329
Актуальныйслучай: LearnInMotion.com, работа в команде ............... 329
Глава 9. Деловая оценка исполнения и управление им ........... 331
Стратегический обзор ..................................... 331
Процесс оценки....................................... 332
Роль лиц среднего руководящего персонала ..................... 333
Этапы проведения деловой оценки........................... 333
Как объяснить ваши ожидания ............................. 333
Методы деловой оценки.................................. 335
Методграфической шкалы оценок........................... 335
Методальтернативного ранжирования ........................ 336
Методпарного сравнения................................ 336
Способ принудительного распределения ....................... 340
Предприниматели + HR: деловая оценка в компании Glenroy................... 341
Методкритического инцидента ............................ 341
Формы отчета ...................................... 342
Шкалы оценок, установленные поведением...................... 342
Управление по целям (МВО) .............................. 345
Деловая оценка, основанная на использовании компьютера и Сети Интернет . . . 346
Комбинирование методов................................ 348
Деловая оценка исполнения: проблемы оценки шкал ................ 348
Как избежать проблем оценки ............................. 348
Как избежать проблем оценивания........................... 351
Юридические и этические аспекты оценки исполнения ............... 352
Кто должен проводить оценку?............................. 354
WWW.HR.NET: избежание бумажной работы по программе 360-градусной обратной связи .... 357
Оценочное интервью ................................... 358
Типы интервью ..................................... 359
Как проводить оценочное интервью .......................... 359
Существующая практика ................................ 362
Стратегическое управление персоналом: компании Форд приходится трудно ........... 362
Роль деловых оценок в управлении исполнением................... 363
Действительно ли оценки помогают улучшить исполнение? ............ 363
Управление исполнением ................................ 363
Стр.15
Содержание
15
Новое место работы: управление исполнением за границей ................... 364
Оценки, основанные на полном управлении качеством ............... 365
Резюме ............................................ 366
Обзор ............................................. 368
Вопросы для дискуссии ................................... 368
Индивидуальные и групповые задания ........................... 368
Упражнение-эксперимент ................................. 368
Практическийпример: деловая оценка секретарейв Университете Sweetwater ... 369
Актуальныйслучай: LearnInMotion.com, оценка исполнения .............. 370
Глава 10. Управление карьерой и справедливый подход .......... 371
Стратегический обзор ..................................... 371
Основы управления карьерой .............................. 372
Роль продвижения по службе.............................. 374
WWW.HR.NET: планирование карьеры и Интернет ........................ 374
Роль персонала в управлении карьерой ........................ 374
Управление продвижением и переводами на другие должности .......... 377
Принятие решений о продвижении по службе .................... 377
Новое место работы: продвижение и управление карьерой женщин ............... 378
Осуществление переводов ............................... 380
Управление карьерой и обязательства ......................... 381
Программы карьерного роста.............................. 381
Оценки, ориентированные на карьеру ......................... 382
Регистрация вакансий/системы объявления вакантных должностей ........ 383
Обеспечение справедливого отношения ........................ 384
Создание лучших рабочих условий .......................... 384
Проведение двусторонней связи ............................ 386
Стратегическое управление персоналом: передача финансовой информации в Gateway Marriott .. 387
Справедливость при дисциплинарных действиях................... 387
Обеспечение конфиденциальности........................... 389
Осуществление увольнений ............................... 390
Основания для увольнения ............................... 391
Избежание незаконных оснований для увольнения.................. 393
Собеседование при увольнении ............................ 396
Сокращение производства и закон «О закрытии завода»............... 398
Корректировка сокращения рабочей силы и слияния компаний........... 400
Выходна пенсию .................................... 401
Резюме ............................................ 402
Обзор ............................................. 403
Вопросы для дискуссии ................................... 403
Индивидуальные и групповые задания ........................... 403
Упражнение-эксперимент ................................. 404
Практическийпример: взаимоотношения руководителейприведены в беспорядок.. 405
Актуальныйслучай: LearnInMotion.com, программа планирования карьеры ...... 405
Стр.16
16
Управление персоналом
Часть IV. ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ ........................ 407
Глава 11. Разработка системы оплаты..................... 408
Стратегический обзор ..................................... 408
Определение уровней оплаты .............................. 409
Юридические аспекты процесса вознаграждения................... 409
Влияние профсоюзов на решения об оплате...................... 412
Корпоративные цели и стратегия вознаграждения .................. 413
Новое место работы: вознаграждение персонала, работающего за рубежом ........... 415
Равенство и его влияние на уровни оплаты ...................... 415
Установление уровней оплаты.............................. 417
Этап 1. Исследование зарплаты ............................ 417
WWW.HR.NET: проведение исследования зарплаты на основе Интернета ............. 420
Этап 2. Оценка труда .................................. 421
Этап 3. Группирование аналогичных должностей по разрядам оплаты труда . . . 427
Этап 4. Назначение цены каждого разряда оплаты труда — кривые зарплаты . . . 428
Этап 5. Корректировка ставок оплаты труда ..................... 429
Предприниматели + HR: разработка действенного плана зарплат ................ 431
Определение зарплаты руководителей и высокопрофессиональных
работников ......................................... 433
Вознаграждение руководителей ............................ 433
Вознаграждение специалистов ............................. 436
Тенденции вознаграждения................................ 437
Начисление зарплаты на основе квалификации .................... 437
Обширное объединение................................. 439
Стратегическое управление персоналом: новый план зарплат в IBM поддерживает их новую
стратегию ........................................... 442
Планы вознаграждений на практике .......................... 443
Планы вознаграждений мелких коммерческих компаний .............. 443
Сравнительная ценность ................................ 444
Резюме ............................................ 446
Обзор ............................................. 447
Вопросы для дискуссии ................................... 447
Индивидуальные и групповые задания ........................... 447
Упражнение-эксперимент ................................. 448
Практическийпример: неравенство при начислении зарплаты в Acme Manufacturing .. 448
Актуальныйслучай: LearnInMotion.com, новыйплан оплаты .............. 450
Глава 12. Оплата по результатам труда и финансовые поощрения .... 451
Стратегический обзор ..................................... 451
Деньги и мотивация .................................... 452
Исполнение обязанностей и оплата .......................... 453
Типы поощрительных планов ............................. 453
Стр.17
Содержание
17
Поощрение производственного персонала ....................... 454
Сдельная схема оплаты труда.............................. 455
Групповые или командные планы поощрений в виде переменной оплаты ..... 456
Поощрения менеджеров и руководителей ....................... 458
Краткосрочные премиальные системы: ежегодная премия.............. 458
Долгосрочные премиальные системы ......................... 461
Новое место работы: долгосрочные премиальные системы для руководителей, работающих
за границей .......................................... 464
Стратегия и оплата работы руководящего состава .................. 464
Вознаграждения сотрудников отделов продаж .................... 465
План оклада ....................................... 466
План комиссионных начислений ............................ 466
Комбинированный план................................. 467
WWW.HR.NET: программы вознаграждений «онлайн»....................... 468
Установление торговых квот .............................. 470
Стратегическое поощрение продаж .......................... 471
Поощрение других профессиональных работников и лиц не руководящего
состава............................................ 471
Надбавки в качестве вознаграждения ......................... 471
Виды премий за заслуги................................. 472
Поощрения профессиональных работников...................... 473
Общеорганизационные планы переменных оплат труда............... 474
Схемы разделения прибыли .............................. 474
Планы владения акциями ................................ 475
Планы Скэнлона ..................................... 476
Планы участия в прибылях ............................... 478
Рискованные планы переменной оплаты труда .................... 479
Стратегическое управление персоналом: новый план поощрений в AmeriSteel .......... 480
Разработка более эффективных планов поощрений ................. 480
Почему «не работают» планы поощрений....................... 480
Как применять планы поощрений ........................... 481
Предприниматели + HR: планы поощрений в малом бизнесе................... 483
Планы поощрений в применении на практике .................... 484
Резюме ............................................ 486
Обзор ............................................. 486
Вопросы для дискуссии ................................... 486
Индивидуальные и групповые задания ........................... 487
Упражнение-эксперимент ................................. 487
Практическийпример: введение концепции групповойработы в систему
поощрений— стуит или нет? ............................... 489
Актуальныйслучай: LearnInMotion.com, план поощрений ................ 490
Глава 13. Пособия и услуги ........................... 492
Стратегический обзор ..................................... 492
Система выдачи пособий сегодня ............................ 493
Стр.18
18
Управление персоналом
Оплата неотработанного времени ............................ 494
Страхование от безработицы .............................. 494
Отпускные дни и праздники .............................. 499
Отпуск по болезни.................................... 500
Отпуск по уходу за ребенком и Закон о медицинском и семейном отпуске .... 501
Выходное пособие.................................... 502
Дополнительные пособия по безработице ....................... 502
Страховые пособия .................................... 505
Компенсации работникам................................ 505
Страхование на случай госпитализации, медицинское страхование
и страхование нетрудоспособности .......................... 507
Страхование жизни ................................... 511
Пособия сотрудникам, работающим неполный рабочий день ............ 511
Пенсионные пособия.................................... 512
Социальное страхование ................................ 512
Системы пенсионного обеспечения .......................... 512
WWW.HR.NET: проведение 401(k) планов «онлайн»........................ 514
Начисление пенсий ................................... 515
Пенсии и закон...................................... 516
Тенденции пенсионного обеспечения ......................... 516
Стратегическое управление персоналом: программа Patio по начислению более приемлемых
пособий ............................................ 518
Услуги сотрудникам.................................... 520
Персональные услуги .................................. 520
Услуги, относящиеся к работе ............................. 522
Новое место работы: пособия семьям.............................. 524
Привилегии руководителей высшего звена ...................... 527
Гибкие программы льгот ................................. 528
Подход «кафетерий» .................................. 529
Гибкие программы льгот: «за» и «против» ...................... 530
Компьютеры и управление привилегиями....................... 530
Предприниматели + HR: льготы и аренда персонала....................... 531
Резюме ............................................ 532
Обзор ............................................. 533
Вопросы для дискуссии ................................... 533
Индивидуальные и групповые задания ........................... 533
Упражнение-эксперимент ................................. 534
Практическийпример: «Льготы? Кому нужны льготы?» ............... 534
Актуальныйслучай: LearnInMotion.com, новыйплан льгот ............... 535
Часть V. ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ И ГАРАНТИИ............ 537
Глава 14. Трудовые отношения и коллективный договор ......... 538
Стратегический обзор ..................................... 538
Стр.19
Содержание
19
Движение рабочей силы.................................. 539
Краткая история движения американских профсоюзов................ 540
Почему работники объединяются?........................... 541
Чего хотят профсоюзы? ................................. 542
Американская федерация труда и Конгресс производственных профсоюзов
(АФТ-КПП) ....................................... 543
Профсоюзы и закон .................................... 544
Период сильной поддержки: Закон Норриса–ЛаГардия (1932 г.) и Закон Вагнера
(Закон о трудовых отношениях 1935 г.) ........................ 545
Период умеренной поддержки наряду с регулированием: Закон Тафта–Хартли
(о регулировании трудовых отношений 1947 г.) ................... 546
Периодполного регулирования внутренней деятельности профсоюзов:
Закон Ландрум–Гриффина (1959 г.) .......................... 549
Предприниматели + HR: малые коммерческие компании и профсоюзы ............... 550
Профсоюзные движения и выборы ........................... 551
Этап 1. Начальный контакт ............................... 551
Этап 2. Получение карточек полномочий ....................... 553
Этап 3. Проведение слушаний ............................. 554
Этап 4. Предвыборная кампания ............................ 556
Этап 5. Выборы ..................................... 557
Как проиграть выборы в Национальном управлении по вопросам трудовых
отношений ........................................ 558
Роль наблюдателей и наставников ........................... 559
Правила относительно литературы и требований................... 560
Новое место работы: профсоюзы приобретают глобальный масштаб............... 561
Аннулирование полномочий профсоюза правительством: вытеснение
профсоюза ........................................ 562
Процесс заключения коллективного договора .................... 562
Что такое коллективный договор? ........................... 562
Что такое добросовестность? .............................. 563
Команды по ведению переговоров ........................... 564
Пункты переговоров................................... 565
Этапы переговоров ................................... 565
Рекомендации по ведению переговоров ........................ 566
Тупики, посредничество и забастовки ......................... 567
Соглашение ....................................... 571
Стратегическое управление персоналом: Amazon.com и профсоюзы ............... 571
Жалобы ........................................... 572
Поводы для жалоб .................................... 572
Процедура обработки жалоб .............................. 573
Руководящие принципы для обработки жалоб .................... 574
Будущее профсоюзов ................................... 576
Почему уменьшается число членов профсоюзных организаций? .......... 576
Что их ждет дальше? .................................. 576
Стр.20
20
Управление персоналом
WWW.HR.NET: профсоюзы и Интернет.............................. 576
Программы участия персонала в управлении компанией и профсоюзы....... 577
Резюме ............................................ 579
Обзор ............................................. 580
Вопросы для дискуссии ................................... 580
Индивидуальные и групповые задания ........................... 581
Упражнение-эксперимент ................................. 581
Практическийпример: дисциплинарная мера ...................... 582
Актуальныйслучай: LearnInMotion.com, внимательное наблюдение за профсоюзом . 583
Глава 15. Безопасность и здоровье служащих ................ 585
Стратегический обзор ..................................... 585
Почему важны безопасность и здоровье сотрудников ................ 586
Закон об охране труда.................................... 587
Стандарты Управления охраны труда (OSHA) и ведение учета несчастных
случаев .......................................... 588
Проверки и предостережения.............................. 589
Обязанности и права работодателей и персонала ................... 593
Изменяющийся характер Управления охраны труда (OSHA) ............ 595
Предприниматели + HR: кооперация работодателей и работников в вопросах охраны труда.... 595
Обязательства и безопасность руководства ...................... 595
Стратегическое управление персоналом: Con Ed и «безопасность прежде всего» ......... 596
Что является причиной несчастных случаев? ..................... 597
Небезопасные условия труда и другие факторы, связанные с процессом работы . 597
Что ведет к несчастным случаям? (Вторая главная причина несчастных случаев) . 600
Как избежать несчастных случаев............................ 601
Сокращение небезопасных действий посредством особого внимания
к безопасности ...................................... 601
Сокращение несчастных случаев посредством отбора кандидатов
и определения на должность .............................. 602
Сокращение небезопасных действий с помощью специальной подготовки .... 603
WWW.HR.NET: использование Интернета для пропаганды безопасности ............. 604
Сокращение несчастных случаев через мотивирование: плакаты,
программы поощрений и позитивное подкрепление ................. 604
Безопасность, основанная на поведении........................ 605
Проведение проверок по соблюдению правил безопасности и охраны здоровья. . 606
Безопасность за воротами предприятия ........................ 606
Новое место работы: безопасность на Saudi Petrol Chemical ................... 607
Контролирование затрат на компенсации работникам ................ 608
Здоровье персонала: проблемы и решения....................... 609
Алкоголизм и употребление наркотиков ....................... 609
Стресс, получаемый на работе, и «сгорание» ..................... 613
Нзащищенность от асбеста на работе ......................... 616
Стр.21
Содержание
21
Проблемы со здоровьем, связанные с компьютером ................. 617
СПИД и рабочее место ................................. 618
Курение на рабочем месте ............................... 618
Насилие на работе .................................... 619
Резюме ............................................ 625
Обзор ............................................. 626
Вопросы для дискуссии ................................... 626
Индивидуальные и групповые задания ........................... 626
Упражнение-эксперимент ................................. 626
Практическийпример: новая программа обеспечения безопасности ......... 630
Актуальныйслучай: LearnInMotion.com: новая программа обеспечения безопасности
и охраны здоровья ...................................... 631
Часть VI. ГЛОБАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ ........ 633
Глава 16. Глобальное управление персоналом ................ 634
Стратегический обзор ..................................... 634
HR и интернационализация бизнеса .......................... 635
Проблемы HR в международном бизнесе ....................... 636
Каким образом международные различия влияют на управление персоналом? . . 636
Совершенствование международного трудоустройства посредством отбора ... 640
Почему практика международного трудоустройства терпит неудачу? ....... 640
Международное укомплектование кадров: свои или местные работники? ..... 642
Ценности и политика международного трудоустройства............... 643
Отбор менеджеров по международному сотрудничеству .............. 644
Новое место работы: командирование женщин-менеджеров за границу ............. 646
Обучение и удержание международных работников ................. 646
Подготовка и ориентирование персонала на международные соглашения ..... 646
Вознаграждение международных работников..................... 648
Оценка исполнения обязанностей менеджеров по международному
сотрудничеству ..................................... 652
Международные трудовые отношения......................... 653
Безопасность и справедливое отношение за границей ................ 654
WWW.HR.NET: информационные системы по персоналу ..................... 655
Репатриация: проблемы и решения........................... 656
Стратегическое управление персоналом: глобальное управление персоналом в Siemens ..... 657
Заключение: стратегическое управление персоналом ................ 658
Стратегия и стратегическое управление персоналом ................. 658
Ценности и философия управления .......................... 659
Проверка функции управления HR........................... 661
Резюме ............................................ 661
Обзор ............................................. 663
Вопросы для дискуссии ................................... 663
Стр.22
22
Управление персоналом
Индивидуальные и групповые задания ........................... 663
Упражнение-эксперимент: поощрительные вознаграждения для работниковэмигрантов
......................................... 664
Практическийпример: «Босс, кажется, у нас проблема»................ 665
Актуальныйслучай: LearnInMotion.com, выезд за границу ............... 666
Словарь ...................................... 668
Примечания .................................... 686
Первоисточники иллюстративного материала................ 780
Указатель имен и организаций ......................... 782
Предметный указатель.............................. 793
Стр.23