Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 610371)
Контекстум

"О постановке ""Анфисы"""

0   0
Первый авторЕвреинов Николай Николаевич
Издательство[Б.и.]
Страниц2
ID4436
АннотацияАполлонъ, No 2, 1909. О постановке пьесы Леонида Андреева.
Кому рекомендованоТеатральная критика
Евреинов, Н.Н. "О постановке ""Анфисы""" : Статья / Н.Н. Евреинов .— : [Б.и.], 1909 .— 2 с. — Критика .— URL: https://rucont.ru/efd/4436 (дата обращения: 21.04.2025)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

О ПОСТАНОВКЪ "АНФИСЫ" "Аполлонъ", No 2, 1909 OCR Бычков М. Н. <...> поручили какому-нибудь заурядному провинціальному режиссеру, участь пьесы, быть можетъ, не была-бы столь плачевной, Прежде всего, такой режиссеръ, вѣрный себѣ, обратилъ-бы дѣйствіе тѣми шаблонными декораціями, которыя публика давно ужъ привыкла считать "ненастоящимъ", а чѣмъ-то вродѣ суконъ стариннаго испанскаго театра, и вышло-бъ то, что требуется: "условная" пьеса была-бъ представлена въ условныхъ декораціяхъ. <...> Затѣмъ играли-бы навѣрное просто, отъ души, безъ режиссерскихъ кунстштюковъ, подчеркиваній, и второстепенное не вылѣзало бы на первый планъ, и не томили-бы паузы изъ "жизни", которыя своей правдивостью противорѣчатъ лжи театра, вызывая въ насъ вопросъ "а гдѣ четвертая стѣна? <...> . Конечно, яркаго успѣха и при такой "провинціальной" постановкѣ пьеса не имѣла-бы. <...> Анфиса" -- недоносокъ; чтобъ выходить ее на сценѣ до нужной силы, крѣпости, чтобы развить ея жизнеспособность, необходимо особо-бережное обращеніе, проникновенная внимательность, чуткость и нѣжныя-нѣжныя руки. <...> Я не могу не уважать его, какъ мастера "массовыхъ движеній", хотя и не вполнѣ согласенъ съ его трактовкою толпы на сценѣ, предпочитая расчлененіе массы по группамъ индивидуальной дифференціаціи. <...> Онъ въ правѣ имъ гордиться, называя себя "битюгомь". <...> Дѣйствительно, кто знаетъ Санина, не можетъ не дивиться его способности безъ устали работать. <...> -- Актеры послѣ репетицій съ нимъ шатаются, какъ пьяные; съ послѣднимъ изъ статистовъ <...>
О_постановке_Анфисы.pdf
О ПОСТАНОВКЪ "АНФИСЫ" "Аполлонъ", No 2, 1909 OCR Бычков М. Н. Глубоко увѣренъ,-- еслибъ постановку "Анфисы" Л. Андреева поручили какому-нибудь заурядному провинціальному режиссеру, участь пьесы, быть можетъ, не была-бы столь плачевной, Прежде всего, такой режиссеръ, вѣрный себѣ, обратилъ-бы дѣйствіе тѣми шаблонными декораціями, которыя публика давно ужъ привыкла считать "ненастоящимъ", а чѣмъ-то вродѣ суконъ стариннаго испанскаго театра, и вышло-бъ то, что требуется: "условная" пьеса была-бъ представлена въ условныхъ декораціяхъ. Затѣмъ играли-бы навѣрное просто, отъ души, безъ режиссерскихъ кунстштюковъ, подчеркиваній, и второстепенное не вылѣзало бы на первый планъ, и не томили-бы паузы изъ "жизни", которыя своей правдивостью противорѣчатъ лжи театра, вызывая въ насъ вопросъ "а гдѣ четвертая стѣна?". Конечно, яркаго успѣха и при такой "провинціальной" постановкѣ пьеса не имѣла-бы. Но что получилось теперь? "Анфиса" -- недоносокъ; чтобъ выходить ее на сценѣ до нужной силы, крѣпости, чтобы развить ея жизнеспособность, необходимо особо-бережное обращеніе, проникновенная внимательность, чуткость и нѣжныя-нѣжныя руки. "Анфису" ставилъ Санинъ. Я не могу не уважать его, какъ мастера "массовыхъ движеній", хотя и не вполнѣ согласенъ съ его трактовкою толпы на сценѣ, предпочитая расчлененіе массы по группамъ индивидуальной дифференціаціи. Я высоко цѣню и трудолюбіе Санина. Онъ въ правѣ имъ гордиться, называя себя "битюгомь". Дѣйствительно, кто знаетъ Санина, не можетъ не дивиться его способности безъ устали работать. И правда какъ битюгъ!-- Актеры послѣ репетицій съ нимъ шатаются, какъ пьяные; съ послѣднимъ изъ статистовъ онъ проходить роль отдѣльно, нерѣдко до изнеможенія, до хрипоты; ему все мало репетицій, на него не угодишь. Казалось-бы, что при такой чудовищной работѣ и съ этой труппой, чуть не сплошь составленной изъ его вышколенныхъ и талантливыхъ учениковъ, режиссеръ Санинъ властенъ являть чудо постановки. Увы! сбывается подчасъ пословица: "гора родила мышь". Санинъ -- битюгъ. Это такъ вѣрно. Поэтому, гдѣ нужно показать жизнь улицы, гдѣ нуженъ грохотъ, топотъ, шумъ, гдѣ нужна грубость площадныхъ движеній,разнузданныхъ инстинктовъ, животной страсти,-- тамъ Санинъ подлинно хорошъ. Битюгъ здѣсь въ своей сферѣ. Но тамъ, гдѣ рѣчь идетъ о стильности, о выявленіи нѣжнѣйшихъ чувствъ, тончайшей психологіи, о музыкѣ, о томъ, что называется словесною инструментовкой, о живописной иллюстраціи душевныхъ настроеній и о гармоніи сценическаго представленія, -- битюгъ безсиленъ: не его стихія. Testimonium pаupertаtis -- вотъ чѣмъ въ "Анфисѣ" поразилъ режиссеръ Санинъ. Достаточно сказать -- послѣ премьеры онъ долженъ былъ покорно подчиниться крикливымъ указаніямъ газетныхъ рецензентовъ и наспѣхъ исправлять погрѣшности: снять адвокатскій знакъ съ героя, такъ искажающій его образъ, выкинуть вводную сцену 4-го акта., какъ совершенно не удавшуюся, стушевать рѣзкости 3-го акта., придать внятность бою часовъ и пр. Но гдѣ же были глаза Санина и слухъ его и вкусъ, когда онъ репетировалъ "Анфису"! Вѣдь послѣ этой постановки ему серьезно нуженъ менторъ, хотя-бъ въ лицѣ посредственнаго рецензента. Къ несчастью, декораціи остались тѣ-же, что и на премьерѣ; какая-то невиданной архитектуры спальня съ деревянными подпорками и незамазанными кирпичами,-- трактирный залъ въ домѣ героя ницшеанской складки и черный кабинетъ чтобы пугать дѣтей... Санинъ не вѣритъ, что человѣкъ кладетъ печать на обстановку, въ которой живетъ,-- другого объясненія не найти для этихъ декорацій. Подобно обстановкѣ, и планъ игры былъ не найденъ, не разсчитанъ, Ни красоты, ни правды. Прибавьте къ этому попраніе закона театральной оптики; на каждомъ шагу въ ensemble, игнорировался сценическій фокусъ ради режиссерскихъ фокусовъ, и невозможно было услѣдить главнѣйшее за развлекающимъ, разсѣивающимъ второстепеннымъ, Иногда это второстепенное (какъ, напр., въ финальной сценѣ III-го акта) заступало мѣсто главнаго, комическое вплеталось въ трагическое съ нарушеніемъ равновѣсія; шаржъ въ результатѣ вызывалъ единодушный хохотъ публики, и вслѣдъ за нимъ слова сильнѣйшей драматической экспрессіи не принимались ужъ въ серьезъ. Перечислять всѣ явныя ошибки режиссуры я не стану;-- то главное, что я отмѣтилъ, мнѣ кажется, даетъ уже достаточное понятіе объ этой "постановкѣ". Спектакль "Анфисы" доказалъ еще разъ, что
Стр.1

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически