ЧУДИНОВА, главный научный сотрудник отдела социологии, психологии и педагогики детского чтения РГДБ, кандидат педагогических наук, Москва Оценка «качества» литературы для детей и подростков1 лияние книжного рынка на состоя ние чтения про является в быстром из менении репертуара чтения как взрослых, так и детей. <...> Издатели ори ентированы на быструю окупаемость книжной продукции. <...> За исключе нием небольшого коли чества писателей, тираж В большей части произведений составляет 3—5 тыс. экземпляров. <...> Средние тиражи детской ли тературы сегодня, ориентировочно, составляют от 5—7 до 10—12 тыс. экземпляров. <...> Большинство издаваемой литературы «мар кируется» с помощью серий по темам и жанрам. <...> При этом авторы (за небольшим исключением) обычно остаются неизвестными. <...> Часто многие издаваемые таким образом книги нельзя отнес ти к ценным в художественном и морально нравственном отношении произведениям. <...> В этой ситуации родителям, учителям, биб лиотекарям крайне сложно ориентироваться в быстро меняющемся книжном потоке. <...> Многие не знают издаваемую современную литературу и испытывают большие трудности в том, какие книги предложить детям и подросткам. <...> В условиях потери интереса к классической литературе, частичной утраты «культурного ко да» (и «литературного канона») общеобразова тельная школа пытается выстроить новый вари ант массового репертуара чтения школьников. <...> Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ, грант № 131677021 1 22 В связи с этим остро встает вопрос: насколь ко те, кто имеет непосредственное отношение к чтению подрастающего поколения, могут по мочь подростку читать «качественную» литерату ру тех жанров, которые им особенно нравятся? <...> Первым является вопрос: как помочь подрост кам сориентироваться в потоке информации, в том числе выбрать книги, наиболее отвечающие их психологическим возрастным особенностям и их потребностям? <...> Второй, не менее важный вопрос <...>