Культурная хроника Художник и зритель — соучастники в искусстве и в жизни Споры и дискуссии вокруг искусства в странах с преобладанием европейского типа культуры идут без малого полтора века. <...> Ос нования для столкновения взглядов дают сами художники, точнее те из них, кто создает такие произведения, которые решительно меняют еще вчера казавшиеся незыблемыми и неизменными принципы их создания и восприятия. <...> И если импрес сионисты, с котЁорых, условно говоря, и началась эпоха новаторств в европейском искусстве, покусились лишь на выбор тем и средства выразительности (то есть технику живописного письма), работая все теми же кистями и красками на тех же, что их предшественники, холстах, то уже спустя недолгое время инструментарий худож ников пополнился необычайно, вобрав в себя какие угодно предметы и способы их предъявления публике. <...> Немецкое искусство почти весь минувший век было, пожалуй, в авангарде худо жественных поисков — новых идей, форм, способов выразительности. <...> Именно в Германии в 20е годы прошлого века возникает самый, наверное, яркий вариант экспрессионизма — направления, концентрировавшего человеческие страсти и втя гивавшего в них зрителей до полного самозабвения. <...> Там же и тогда же возник и своеобразный антидот — Бертольд Брехт, попытавшийся научить зрителей не только сопереживать, но и обдумывать тут же происходящее на сцене, подразумевая, что на подмостках — некий слепок реальной жизни. <...> В немецкой культуре, несомненно, ярче, чем у соседей по планете, проявля лась внутренняя конфликтность, открытое противопоставление позиций, порождаю щее парадоксы, но и дающее возможность рефлексии, как основы саморазвития. <...> Один из таких парадоксов выразился в том, что в Германии по замыслу фашистских идеологов в 1937 году была организована по принципу «от противного» выставка «Дегенеративное искусство» (нем. <...> Entartete Kunst), призванная оттенить главную официозную «Большую немецкую <...>