238 Николай Анастасьев О пользе цитирования Недавно Андрею Михайловичу Туркову исполнилось девяносто, и отметил он эту почтенную дату не за пиршественным, сообразно событию, но за привычно-рабочим столом, готовя к изданию книгу, в которую вошли статьи и очерки, написанные, почти без исключения, в новом столетии. <...> Состоит она из четырех разделов: — силуэты писателей, чью творческую судьбу определила война — Ольга Берггольц и Константин Ваншенкин, Василь Быков и Владимир Богомолов, Елена Ржевская и Арт¸м Анфиногенов, Борис Слуцкий и Эммануил Казакевич, конечно же, Твардовский с его «Василием Т¸ркиным». <...> Открывает этот раздел, задавая ему смысловой и стилистический камертон, замечательное стихотворение Сергея Наровчатова. <...> Надо бы воспроизвести его целиком, но стесняют рамки рецензионного жанра, потому — только первые четыре и последние девять строк: Не будет ничего тошнее, Живи ещ¸ хоть сотню лет, Чем эта мокрая траншея, Чем этот серенький рассвет. <...> Что ни главнее, ни важнее Я не увижу в сотню лет, Чем эта мокрая траншея, Чем этот серенький рассвет. — этюды, из которых составляется, пусть и не во всей своей полноте, конечно, литературный пейзаж последней треАндрей Турков. <...> Книжный развал ти ХХ века, — наблюдения над книгами Федора Абрамова и Виктора Астафьева, Юрия Домбровского и Бориса Можаева, Даниила Гранина и Александра Крона, Владимира Корнилова и Светланы Алексиевич. — беглые или пространные заметки о товарищах по профессии — критиках и литературоведах — Сергее Макашине, Инне Соловьевой, Владимире Лакшине, Юрии Манне. <...> К ним органично примыкают мемуарные до известной степени очерки о людях, которые сами написали не много, но литературе служили подвижнически — Анне Самойловне Берзер, Льве Левицком, Марлене Михайловиче Кораллове, чьи сроки и оборвались-то — страшно вспомнить — у нас с Андреем Михайловичем на глазах во время обсуждения одной нерядовой книжной новинки. — наконец, полемика <...>