11 Клейнер Г. Б., д. э. н., профессор, член-корреспондент РАН МИКРОЭКОНОМИКА ЗНАНИЙ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЙ До последнего времени представители современной экономической науки не уделяли экономике знаний должного внимания, игнорируя значение знания как экономической категории. <...> Чем отличается экономика знаний от классической стандартной экономики? <...> Принципиально новым является то, что в экономику стали включать не только сами технологии, а весь механизм производства знаний, т. е. экономика знаний — это не только экономика производств. <...> Это и университеты, и фундаментальная наука, и система коммуникаций, и патентная система, и прикладная наука, это также исследования и разработки — весь этот огромный комплекс. <...> Об экономике знаний как о следующей стадии экономического развития в последнее время много говорят и пишут. <...> Однако при этом не всегда в достаточной мере учитываются кардинальные по следствия наступления этой стадии для экономики: для поведения предприятий, внутрифирменных отношений, межфирменных контактов, для того, что сегодня называется с большой буквы Конкуренцией. <...> Это не просто состояние экономики, при котором знания, образование и наука играют важную роль. <...> Это значит, что меняется состав товарной массы в экономике. <...> Туда включается новый товар, который до сих пор таковым в своей массе не являлся. <...> Не просто человек, наделенный знаниями, не просто машина, в которую вложены знания, а само знание становится товаром. <...> В экономике знаний любой товар (не только когнитивный, но практически любой товар, материальный или какой-то иной) несет в себе уникальные знания. <...> В экономике знаний важно не просто создать еще одну копию товара (репликация однажды созданного не будет представлять серьезной проблемы), важно использовать для создания нового товара уникальные знания, которые он несет в себе и распространяет по экономике дальше. <...> В экономике знаний знание становится одним из основных <...>