Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 610371)
Контекстум

Добролюбов и идея революции

0   0
Первый авторДживелегов Алексей Карпович
Издательство[Б.и.]
Страниц3
ID4287
Кому рекомендованоРазные работы
Дживелегов, А.К. Добролюбов и идея революции : Статья / А.К. Дживелегов .— : [Б.и.], 1931 .— 3 с. — Мемуары .— URL: https://rucont.ru/efd/4287 (дата обращения: 22.04.2025)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Дживелегов Добролюбов и идея революции "Литература и марксизм", 1931, кн. <...> Среди лирических стихотворений Добролюбова есть одно, заслуживающее особого внимания. <...> И если я берусь за перо, чтобы этими немногими строками обратить на него внимание, то делаю это не как специалист -- русская критика 60-х годов никогда не была в кругу моих занятий, -- а как скромный мемуарист. <...> Просто хочется поделиться с читателем данными, которые иначе могут совсем затеряться {Эта заметка -- результат беседы с П. И. Лебедевым-Полянским, который категорически уверил меня, что "мемуарные" факты, о которых я собираюсь сообщить, будут новыми.} <...> О, подожди еще, желанная, святая, Помедли приходить в наш боязливый круг. <...> Теперь на твой призыв ответит тишь немая, И лучшие друзья не приподымут рук {*}. <...> В годы моего студенчества (1893--1897) Добролюбов не стал еще для молодежи историей окончательно, а был живым родником идей, к которому жадно припадали и в котором искали ответа на некоторые из самых трепетных вопросов современности. <...> На эти вопросы мы не находили ответа, пока однажды совершенно случайно ответ сам не нашел меня. <...> Я бывал по воскресеньям у доктора Петра Ивановича Бокова в его доме в Успенском переулке, что на Малой Дмитровке. <...> Люди, которые меня с ним познакомили, шепнули мне, что П. И. Боков -- тот самый друг Чернышевского, которого автор "Что делать?" вывел в своем романе: история Лопухова -- это история П. И. Бокова. <...> Нетрудно представить себе, как потянуло сразу 19-летнего студента к такому человеку, в его дом, в общество его друзей. <...> П. И. Боков был другом не только Чернышевского, он был другом и Добролюбова, которого, живя в те годы в Петербурге, он лечил постоянно и с которым был тесно связан вплоть до самой его смерти. <...> И. в числе других были доктор Н. А. Белоголовый, тоже лечивший и Добролюбова и Некрасова (вскоре умерший), и видный московский адвокат Д. Н. Доброхотов, их сверстник, зашел разговор о Добролюбове. <...> Старики переглянулись с улыбкой, и Боков <...>
Добролюбов_и_идея_революции.pdf
А. Дживелегов Добролюбов и идея революции "Литература и марксизм", 1931, кн. 3 OCR Бычков М. Н. Среди лирических стихотворений Добролюбова есть одно, заслуживающее особого внимания. И если я берусь за перо, чтобы этими немногими строками обратить на него внимание, то делаю это не как специалист -- русская критика 60-х годов никогда не была в кругу моих занятий, -- а как скромный мемуарист. Просто хочется поделиться с читателем данными, которые иначе могут совсем затеряться {Эта заметка -- результат беседы с П. И. Лебедевым-Полянским, который категорически уверил меня, что "мемуарные" факты, о которых я собираюсь сообщить, будут новыми.}. * * * Вот это стихотворение. О, подожди еще, желанная, святая, Помедли приходить в наш боязливый круг. Теперь на твой призыв ответит тишь немая, И лучшие друзья не приподымут рук {*}. {* Сочинения Н. А. Добролюбова, т. 4 (изд. 1871 г.), стр. 704.} Всего четыре строки. Ни заглавия, ни даты. Каков смысл этого четверостишия? В годы моего студенчества (1893--1897) Добролюбов не стал еще для молодежи историей окончательно, а был живым родником идей, к которому жадно припадали и в котором искали ответа на некоторые из самых трепетных вопросов современности. И стихи его -- "Свисток" и лирика одинаково -читались и обсуждались. Но этого стихотворения мы не понимали. К кому оно обращено? Кто она, "желанная"? Живая женщина? Призрак легенды? Почему она "святая"? И почему, если она желанная, она должна ждать и не может притти? И что у нее за странные друзья? На эти вопросы мы не находили ответа, пока однажды совершенно случайно ответ сам не нашел меня. Я бывал по воскресеньям у доктора Петра Ивановича Бокова в его доме в Успенском переулке, что на Малой Дмитровке. Познакомился я с ним в первое мое студенческое лето, в Крыму, получил приглашение бывать и по приезде в Москву ни одного воскресенья не пропускал. Люди, которые меня с ним познакомили, шепнули мне, что П. И. Боков -- тот самый друг Чернышевского, которого автор "Что делать?" вывел в своем романе: история Лопухова -- это история П. И. Бокова. Нетрудно представить себе, как потянуло сразу 19-летнего студента к такому человеку, в его дом, в общество его друзей. О нем и о его обществе, может быть, мне придется еще когда-нибудь рассказать подробно. В настоящий момент мне нужно только установить источник своей информации. П. И. Боков был другом не только Чернышевского, он был другом и Добролюбова, которого, живя в те годы в Петербурге, он лечил постоянно и с которым был тесно связан вплоть до самой его смерти. В Москву переехал он позднее. И вот в одно воскресенье, когда у П. И. в числе других были доктор Н. А. Белоголовый, тоже лечивший и Добролюбова и Некрасова (вскоре умерший), и видный московский адвокат Д. Н. Доброхотов, их сверстник, зашел разговор о Добролюбове. Я в него ввязался, и кто-то спросил, знаю ли я стихотворение "О, подожди еще, желанная". Я ответил, что знаю, что мы его обсуждали в кружке, но понять не можем. Старики переглянулись с улыбкой, и Боков, наклонившись ко мне, тихо сказал: "Оно обращено к революции. Добролюбов написал его незадолго до смерти". Все стало понятным: и "желанная", и "святая", и "боязливый круг", и "тишь немая", и бессилие "лучших друзей". И вспомнились другие намеки Добролюбова, которые ему удавалось контрабандою протаскивать через цензурные рогатки. Вспомнились пламенные страницы в статьях об А. Гавацци и о Кавуре, где в буквальном смысле "переносится действие в Пизу" и потому было легче писать крамольные мысли {Да и статья о Гавацци кажется в "Современник" не попала.}. Вспомнилась неподражаемая "по искусству, хочется оказать -- по агитационному мастерству, эквилибристика в
Стр.1