О других приемах изложения сектаторских вероучений высказано мной, хотя
мимоходом, несколько замечаний особо, во втором отделе этого сочинения. <...> О. Н.
Среди многочисленных ересей, существующих в России, секта духоборцев занимает не последнее
место. <...> Первоначальное происхождение секты духоборцев не совсем ясно. <...> Было предание между самими духоборцами, что секта их первоначально образовалась в
тамбовской губернии, что отсюда уже распространилась она в другие места России и по временам тайно
посылала в Малороссию своих проповедников для надзора и утверждения насажденной там ею свюей
веры*). <...> Но тамбовские же духоборцы, в 1802 г. спрошенные в Александро-невской Лавре о
первоначальном происхождении секты их, указали на Малороссию, как на первый рассадник учения, ими
принятого и уверяля, что разные лица в различные времена приезжавшие к ним из Украйны принесли к
ним это учение и уже давно распространили здесь свой образ мышления о вере. <...> Учение духоборцев в первые времена своего
появления наиболее было распространено на Украине; а это естественно должно вести нас к тому
предположению, что здесь оно явилось гораздо прежде, чем в губернии тамбовской. <...> Полагают, что этот иностранец был квакер,
потому что образ его жизни и правила, какие он проповедывал, совершенно согласны с духом учения
квакерского. <...> 9)
названа квакерскою ересью, а квакерское учение положено в основании духоборческого. <...> Как относится духоборчество к этой древнейшей у нас ереси? <...> По мнению г. Добротворского, к ней
находятся в самом близком отношении секты скопцов, молокан и духоборцев, так как все они имеют
несомненное сродство между собою и зависимость в своем образовании одна от другой. <...> 10
----- Если и принять это внутреннее соотношение или сродство между хлыстовщиною и сектами
скопцов, молокан и духоборцев, то отсюда нельзя еще заключать о их зависимости в образовании одной
от другой, о их генетической связи. <...> Но секта молокан имеет совершенно <...>
О._М._Новицкий._Духоборцы.pdf
Орест Маркович Новицкий
Духоборцы
Изд: "Духоборцы. Их история и вероучение", 2-е изд., Киев, 1882.
Оригинал в формате PDF: http://relig-library.pstu.ru/modules.php?name=1528
Date: октябрь 2009
OCR: Адаменко Виталий (adamenko77@gmail.com)
ПРЕДИСЛОВИЕ.
Сочинение "О духоборцах" первым изданием вышло в свет в 1832 году. С того времени прошло
ровно полстолетия. Старость любит переноситься мыслию к дням молодости, любит припоминать и
те занятия, которые интересовали нас в то время. Вступив в четвертое двадцатипятилетие моей
жизни, я заинтересовался предметом моего первого, еще студенческого шруда и решился заняться им
снова. Я пересмотрел, кажется, все, что в течении полустолетия появилось в печати относительно
истории и вероучения духоборцев и, на сколько мог, воспользовался этим материалом. В
общеисторические, социальные и тому подобные соображения относительно духоборчества я не входил,
полагая, что каждое дело следует начинать ош начала, а началом на этот раз считаю чистофактическое
изучение наших многочисленных сект:
IV
-----прежде
такого изучения по крайней мере главнейших из них, -- чего у нас еще не сделано, -- всякие
общие исторические, психологические и пр. объяснения каждой секты порознь, как бы ни были
красноречиво написаны, остаются лишь общими местами, ни для кого не убедительными, исключая разве
самих авторов их. О других приемах изложения сектаторских вероучений высказано мной, хотя
мимоходом, несколько замечаний особо, во втором отделе этого сочинения.
О. Н.
Среди многочисленных ересей, существующих в России, секта духоборцев занимает не последнее
место. Она достойна внимания не только по своему происхождениио, развитию и превратностям своей
судьбы, но и по самому образу ее воззрений на предметы веры. Ни одна из ересей, возникших в лоне
нашей православной церкви, не уклонилась от нее так далеко, как ересь духоборческая; она коснулась
почти всех догматов ее и мало по малу дошла до крайних пределов их отрицания. А между тем эта
замечательная секта еще никем не приведена в известность, никто вполне не исследовал исторических ее
обстоятельств, не раскрыл ее учения, не обозначил ее характера: о ней знают или по одному имени, или
по частным рассказам, не всегда верным. Чтобы пополнить этот пробел в истории наших религиозных
разномыслий, постараемся изложить как внешнюю, так и внутреннюю историю духоборчества, на
сколько это возможно для нас при тех источниках и документах, какие в настоящее время можно иметь
под рукой.
-----1.
Наименование
духоборцев дано приверженцам известной секты в Малороссии в 1785 году
екатеринославским архиепископом Амвросием. Это название имеет, конечно, двоякий
2
Стр.1