Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 610370)
Контекстум

О. М. Новицкий. Духоборцы

0   0
Первый авторДухоборы
Издательство[Б.и.]
Страниц123
ID4235
Аннотация"Издание: ""Духоборцы. Их история и вероучение"", 2-е изд., Киев, 1882. Первое издание было осуществлено в 1832 г."
Кому рекомендованоРелигия
Духоборы. О. М. Новицкий. Духоборцы : Монография / Духоборы .— : [Б.и.], 1882 .— 123 с. — История .— URL: https://rucont.ru/efd/4235 (дата обращения: 21.04.2025)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

О других приемах изложения сектаторских вероучений высказано мной, хотя мимоходом, несколько замечаний особо, во втором отделе этого сочинения. <...> О. Н. Среди многочисленных ересей, существующих в России, секта духоборцев занимает не последнее место. <...> Первоначальное происхождение секты духоборцев не совсем ясно. <...> Было предание между самими духоборцами, что секта их первоначально образовалась в тамбовской губернии, что отсюда уже распространилась она в другие места России и по временам тайно посылала в Малороссию своих проповедников для надзора и утверждения насажденной там ею свюей веры*). <...> Но тамбовские же духоборцы, в 1802 г. спрошенные в Александро-невской Лавре о первоначальном происхождении секты их, указали на Малороссию, как на первый рассадник учения, ими принятого и уверяля, что разные лица в различные времена приезжавшие к ним из Украйны принесли к ним это учение и уже давно распространили здесь свой образ мышления о вере. <...> Учение духоборцев в первые времена своего появления наиболее было распространено на Украине; а это естественно должно вести нас к тому предположению, что здесь оно явилось гораздо прежде, чем в губернии тамбовской. <...> Полагают, что этот иностранец был квакер, потому что образ его жизни и правила, какие он проповедывал, совершенно согласны с духом учения квакерского. <...> 9) названа квакерскою ересью, а квакерское учение положено в основании духоборческого. <...> Как относится духоборчество к этой древнейшей у нас ереси? <...> По мнению г. Добротворского, к ней находятся в самом близком отношении секты скопцов, молокан и духоборцев, так как все они имеют несомненное сродство между собою и зависимость в своем образовании одна от другой. <...> 10 ----- Если и принять это внутреннее соотношение или сродство между хлыстовщиною и сектами скопцов, молокан и духоборцев, то отсюда нельзя еще заключать о их зависимости в образовании одной от другой, о их генетической связи. <...> Но секта молокан имеет совершенно <...>
О._М._Новицкий._Духоборцы.pdf
Орест Маркович Новицкий Духоборцы Изд: "Духоборцы. Их история и вероучение", 2-е изд., Киев, 1882. Оригинал в формате PDF: http://relig-library.pstu.ru/modules.php?name=1528 Date: октябрь 2009 OCR: Адаменко Виталий (adamenko77@gmail.com) ПРЕДИСЛОВИЕ. Сочинение "О духоборцах" первым изданием вышло в свет в 1832 году. С того времени прошло ровно полстолетия. Старость любит переноситься мыслию к дням молодости, любит припоминать и те занятия, которые интересовали нас в то время. Вступив в четвертое двадцатипятилетие моей жизни, я заинтересовался предметом моего первого, еще студенческого шруда и решился заняться им снова. Я пересмотрел, кажется, все, что в течении полустолетия появилось в печати относительно истории и вероучения духоборцев и, на сколько мог, воспользовался этим материалом. В общеисторические, социальные и тому подобные соображения относительно духоборчества я не входил, полагая, что каждое дело следует начинать ош начала, а началом на этот раз считаю чистофактическое изучение наших многочисленных сект: IV -----прежде такого изучения по крайней мере главнейших из них, -- чего у нас еще не сделано, -- всякие общие исторические, психологические и пр. объяснения каждой секты порознь, как бы ни были красноречиво написаны, остаются лишь общими местами, ни для кого не убедительными, исключая разве самих авторов их. О других приемах изложения сектаторских вероучений высказано мной, хотя мимоходом, несколько замечаний особо, во втором отделе этого сочинения. О. Н. Среди многочисленных ересей, существующих в России, секта духоборцев занимает не последнее место. Она достойна внимания не только по своему происхождениио, развитию и превратностям своей судьбы, но и по самому образу ее воззрений на предметы веры. Ни одна из ересей, возникших в лоне нашей православной церкви, не уклонилась от нее так далеко, как ересь духоборческая; она коснулась почти всех догматов ее и мало по малу дошла до крайних пределов их отрицания. А между тем эта замечательная секта еще никем не приведена в известность, никто вполне не исследовал исторических ее обстоятельств, не раскрыл ее учения, не обозначил ее характера: о ней знают или по одному имени, или по частным рассказам, не всегда верным. Чтобы пополнить этот пробел в истории наших религиозных разномыслий, постараемся изложить как внешнюю, так и внутреннюю историю духоборчества, на сколько это возможно для нас при тех источниках и документах, какие в настоящее время можно иметь под рукой. -----1. Наименование духоборцев дано приверженцам известной секты в Малороссии в 1785 году екатеринославским архиепископом Амвросием. Это название имеет, конечно, двоякий 2
Стр.1