Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 610501)
Контекстум

Дружинин А. В.: Биобиблиографическая справка

0   0
Издательство[Б.и.]
Страниц4
ID4215
АннотацияОб авторе (Дружинин Александр Васильевич).
Кому рекомендованоОб авторе
Дружинин А. В.: Биобиблиографическая справка : Статья .— : [Б.и.], 1990 .— 4 с. — Критика .— URL: https://rucont.ru/efd/4215 (дата обращения: 23.04.2025)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ДРУЖИНИН, Александр Васильевич [8(20). <...> Здесь он сблизился с П. А. Федотовым, о ком написал позднее ценную статью "Воспоминания о русском художнике П. А. Федотове" (Современник.-- 1853). <...> Ранняя смерть отца, материальная необеспеченность развили в Д. упорство и трудолюбие; среда и круг чтения обусловили сознательное стремление быть в жизни и творчестве джентльменом, английским денди, однако природное добродушие и связи с демократическими кругами часто разрушали этот выработанный с юности стереотип. <...> -- No 12), получившей в целом положительную оценку В. Г. Белинского: "Многое в этой повести отзывается незрелостью мысли, преувеличением, лицо Сакса немножко идеально; несмотря на то, в повести так много душевной теплоты и верного сознательного понимания действительности, так много таланта, и в таланте так много самобытности, что повесть тотчас же обратила на себя общее внимание. <...> Особенно хорошо в ней выдержан характер героини повести,-- видно, что автор хорошо знает русскую женщину" (Белинский В. Г. Полн. собр. соч. <...> Повесть была написана в русле "натуральной школы", передовых идей 40 гг., борьбы за освобождение женщины. <...> -- No 2),-- "Рассказ Алексея Дмитрича", посвященная типу "лишнего человека" и осуждающая в образе фанатичной Веры женскую жертвенность. <...> В письме к П. В. Анненкову (15 февраля 1848 г.) Белинский заметил: "А какую Дружинин написал повесть новую -- чудо! <...> Он для женщин будет то же, что Герцен для мужчин" (Там же.-- Т. <...> Вослед раннему Ф. М. Достоевскому и предвещая Л. Н. Толстого, Д. стремится к "исповедальному" изложению событий и чувств героев: его первые повести -- или собрание писем, или рассказы персонажей о себе. <...> Последующие произведения Д., также печатаемые в "Современнике": рассказы "Фрейлен Вильгельмина" (1848), "Художник" (1848), роман "Жюли" (1849), комедии "Маленький братец" (1849) и "Не всякому слуху верь" (1850) и др.-- создавались нарочито "светскими", развлекательными, менее значительными <...>
Дружинин_А._В._Биобиблиографическая_справка.pdf
ДРУЖИНИН, Александр Васильевич [8(20).X.1824, Петербург -- 19(31).I.1864, там же] -прозаик, критик, переводчик. Вырос в семье видного чиновника, получил домашнее воспитание, затем (1841--1843) обучался в Пажеском корпусе, из которого был выпушен прапорщиком в лейб-гвардии Финляндский полк. Здесь он сблизился с П. А. Федотовым, о ком написал позднее ценную статью "Воспоминания о русском художнике П. А. Федотове" (Современник.-- 1853). В полку Д. заведовал библиотекой. По слабому здоровью и из-за желания целиком посвятить себя литературе он в 1846 г. выходит в отставку, но до 1851 г. служит в канцелярии военного министерства. Ранняя смерть отца, материальная необеспеченность развили в Д. упорство и трудолюбие; среда и круг чтения обусловили сознательное стремление быть в жизни и творчестве джентльменом, английским денди, однако природное добродушие и связи с демократическими кругами часто разрушали этот выработанный с юности стереотип. Дебютировал Д. повестью "Полинька Сакс" (Современник.-- 1847.-- No 12), получившей в целом положительную оценку В. Г. Белинского: "Многое в этой повести отзывается незрелостью мысли, преувеличением, лицо Сакса немножко идеально; несмотря на то, в повести так много душевной теплоты и верного сознательного понимания действительности, так много таланта, и в таланте так много самобытности, что повесть тотчас же обратила на себя общее внимание. Особенно хорошо в ней выдержан характер героини повести,-- видно, что автор хорошо знает русскую женщину" (Белинский В. Г. Полн. собр. соч.: В 13 т.-- М., 1953--1959.-- Т. X.-- С. 347). Повесть была написана в русле "натуральной школы", передовых идей 40 гг., борьбы за освобождение женщины. Еще более высокую оценку Белинского получила вторая повесть Д., тоже опубликованная в "Современнике" (1848.-- No 2),-- "Рассказ Алексея Дмитрича", посвященная типу "лишнего человека" и осуждающая в образе фанатичной Веры женскую жертвенность. В письме к П. В. Анненкову (15 февраля 1848 г.) Белинский заметил: "А какую Дружинин написал повесть новую -- чудо! Тридцать лет разницы от "Полиньки Сакс"! Он для женщин будет то же, что Герцен для мужчин" (Там же.-- Т. XII.-- С. 467). Вослед раннему Ф. М. Достоевскому и предвещая Л. Н. Толстого, Д. стремится к "исповедальному" изложению событий и чувств героев: его первые повести -- или собрание писем, или рассказы персонажей о себе. Последующие произведения Д., также печатаемые в "Современнике": рассказы "Фрейлен Вильгельмина" (1848), "Художник" (1848), роман "Жюли" (1849), комедии "Маленький братец" (1849) и "Не всякому слуху верь" (1850) и др.-- создавались нарочито "светскими", развлекательными, менее значительными идейно и художественно. Большинство из них отражало постоянную тягу Д. к преодолению сложностей и трудностей жизни уходом от них в светлый, изящный мир творчества, игры, шуток. Эту склонность сильно развивали и цензурные гонения периода "мрачного семилетия" 1848--1855 гг. Развивая свои представления о литературе и журналистике, Д. явился в "Современнике" инициатором раздробления серьезных и социально проблемных годовых обзоров литературы на ежемесячные фельетоны, беглые очерки текущей периодики. В 1849--1854 гг. он регулярно публиковал "Письма иногороднего подписчика в редакцию "Современника" о русской журналистике". Большую ценность для русского читателя представляли аналогичные обзоры зарубежной литературы и критики, вскоре введенные Д. в "Современник". Особенно большое внимание он уделял Англии. В многолетних "Письмах иногороднего подписчика об английской литературе" (Современник.-- 1852--1856) и в ряде отдельных статей Д. подробно характеризовал современных писателей и журналистов, творчество Ч. Диккенса и У. Теккерея в первую очередь; освещал жизнь английской прессы. Личные вкусы и пристрастия Д. проявились в повышенном интересе к писателям-женщинам (подробный анализ романов Дж. Элиот, т. е. Мэри Анн Эванс, и Коррер-Белла, т. е. Шарлотты Бронтэ), к жанру путешествий, путевых очерков, к поэзии, романтике в прозе. Д. постоянно освещал литературную жизнь Англии и в дальнейшем, вплоть до цикла "Новости английской литературы" (Санкт-Петербургские ведомости.-1863). Оперативное и обстоятельное ознакомление русского читателя с творчеством современных английских писателей является фактом большого культурного значения. Д. публиковал также в "Современнике", "Библиотеке для чтения", "Отечественных записках" 1850--1856 гг. историколитературные очерки о С. Ричардсоне, О. Бальзаке, В. Скотте, Дж. Краббе и др. английских и французских писателях. Широкую известность Д. принесли его фельетоны о похождениях Ивана Чернокнижникова: непритязательные юмористические очерки о петербургской городской и дачной жизни. Имя героя заимствовано от понятия "чернокнижие": так в кругу Д. называли праздное времяпрепровождение с обильной дозой фривольности, эротики, дружеских пирушек, остроумных бесед и т. п. фельетонный жанр был очень дорог автору, он его в разных вариантах продолжал много лет: "Сентиментальное путешествие Ивана Чернокнижникова по петербургским дачам" (Современник.-- 1850), "Заметки петербургского туриста" (Санкт-Петербургские ведомости.-- 1855--1856), "Заметки и увеселительные
Стр.1