ДРУЖИНИН, Александр Васильевич [8(20).X.1824, Петербург -- 19(31).I.1864, там же] -прозаик,
критик, переводчик. Вырос в семье видного чиновника, получил домашнее воспитание, затем
(1841--1843) обучался в Пажеском корпусе, из которого был выпушен прапорщиком в лейб-гвардии
Финляндский полк. Здесь он сблизился с П. А. Федотовым, о ком написал позднее ценную статью
"Воспоминания о русском художнике П. А. Федотове" (Современник.-- 1853). В полку Д. заведовал
библиотекой. По слабому здоровью и из-за желания целиком посвятить себя литературе он в 1846 г.
выходит в отставку, но до 1851 г. служит в канцелярии военного министерства.
Ранняя смерть отца, материальная необеспеченность развили в Д. упорство и трудолюбие; среда
и круг чтения обусловили сознательное стремление быть в жизни и творчестве джентльменом,
английским денди, однако природное добродушие и связи с демократическими кругами часто разрушали
этот выработанный с юности стереотип.
Дебютировал Д. повестью "Полинька Сакс" (Современник.-- 1847.-- No 12), получившей в целом
положительную оценку В. Г. Белинского: "Многое в этой повести отзывается незрелостью мысли,
преувеличением, лицо Сакса немножко идеально; несмотря на то, в повести так много душевной теплоты
и верного сознательного понимания действительности, так много таланта, и в таланте так много
самобытности, что повесть тотчас же обратила на себя общее внимание. Особенно хорошо в ней
выдержан характер героини повести,-- видно, что автор хорошо знает русскую женщину" (Белинский В.
Г. Полн. собр. соч.: В 13 т.-- М., 1953--1959.-- Т. X.-- С. 347). Повесть была написана в русле
"натуральной школы", передовых идей 40 гг., борьбы за освобождение женщины.
Еще более высокую оценку Белинского получила вторая повесть Д., тоже опубликованная в
"Современнике" (1848.-- No 2),-- "Рассказ Алексея Дмитрича", посвященная типу "лишнего человека" и
осуждающая в образе фанатичной Веры женскую жертвенность. В письме к П. В. Анненкову (15 февраля
1848 г.) Белинский заметил: "А какую Дружинин написал повесть новую -- чудо! Тридцать лет разницы
от "Полиньки Сакс"! Он для женщин будет то же, что Герцен для мужчин" (Там же.-- Т. XII.-- С. 467).
Вослед раннему Ф. М. Достоевскому и предвещая Л. Н. Толстого, Д. стремится к
"исповедальному" изложению событий и чувств героев: его первые повести -- или собрание писем, или
рассказы персонажей о себе. Последующие произведения Д., также печатаемые в "Современнике":
рассказы "Фрейлен Вильгельмина" (1848), "Художник" (1848), роман "Жюли" (1849), комедии
"Маленький братец" (1849) и "Не всякому слуху верь" (1850) и др.-- создавались нарочито "светскими",
развлекательными, менее значительными идейно и художественно. Большинство из них отражало
постоянную тягу Д. к преодолению сложностей и трудностей жизни уходом от них в светлый, изящный
мир творчества, игры, шуток. Эту склонность сильно развивали и цензурные гонения периода "мрачного
семилетия" 1848--1855 гг.
Развивая свои представления о литературе и журналистике, Д. явился в "Современнике"
инициатором раздробления серьезных и социально проблемных годовых обзоров литературы на
ежемесячные фельетоны, беглые очерки текущей периодики. В 1849--1854 гг. он регулярно публиковал
"Письма иногороднего подписчика в редакцию "Современника" о русской журналистике". Большую
ценность для русского читателя представляли аналогичные обзоры зарубежной литературы и критики,
вскоре введенные Д. в "Современник". Особенно большое внимание он уделял Англии. В многолетних
"Письмах иногороднего подписчика об английской литературе" (Современник.-- 1852--1856) и в ряде
отдельных статей Д. подробно характеризовал современных писателей и журналистов, творчество Ч.
Диккенса и У. Теккерея в первую очередь; освещал жизнь английской прессы. Личные вкусы и
пристрастия Д. проявились в повышенном интересе к писателям-женщинам (подробный анализ романов
Дж. Элиот, т. е. Мэри Анн Эванс, и Коррер-Белла, т. е. Шарлотты Бронтэ), к жанру путешествий,
путевых очерков, к поэзии, романтике в прозе. Д. постоянно освещал литературную жизнь Англии и в
дальнейшем, вплоть до цикла "Новости английской литературы" (Санкт-Петербургские ведомости.-1863).
Оперативное и обстоятельное ознакомление русского читателя с творчеством современных
английских писателей является фактом большого культурного значения. Д. публиковал также в
"Современнике", "Библиотеке для чтения", "Отечественных записках" 1850--1856 гг. историколитературные
очерки о С. Ричардсоне, О. Бальзаке, В. Скотте, Дж. Краббе и др. английских и
французских писателях.
Широкую известность Д. принесли его фельетоны о похождениях Ивана Чернокнижникова:
непритязательные юмористические очерки о петербургской городской и дачной жизни. Имя героя
заимствовано от понятия "чернокнижие": так в кругу Д. называли праздное времяпрепровождение с
обильной дозой фривольности, эротики, дружеских пирушек, остроумных бесед и т. п. фельетонный
жанр был очень дорог автору, он его в разных вариантах продолжал много лет: "Сентиментальное
путешествие Ивана Чернокнижникова по петербургским дачам" (Современник.-- 1850), "Заметки
петербургского туриста" (Санкт-Петербургские ведомости.-- 1855--1856), "Заметки и увеселительные
Стр.1