2 Введение САЛТЫКОВА Т.А., директор ГБОУ СОШ №1357 г. Москвы, заслуженный учитель РФ Возросшее внимание к вопросам социальной активности личности, требования Федеральных государственных образовательных стандартов к личностным характеристикам выпускника, среди которых особенно важны - сформированность социальной компетенции, гражданской культуры, инициативности, гражданской идентичности, актуализировало деятельность педагогического коллектива в направлении формирования у выпускников именно этих качеств. <...> Сформированная гражданская идентичность личности, ее социальная активность, толерантное сознание – характеристики выпускника, которые обеспечивают ему конкурентоспособность в современном обществе наряду с развитыми компетенциями и высоким уровнем образования. <...> Формирование гражданской идентичности личности не может идти в отрыве от развития таких личностных качеств как умение вести диалог, сотрудничать в коллективе, стремиться к взаимопониманию и согласию. <...> Особенно остро эти вопросы стоят в нашем городе. <...> Москва как столица нашей Родины, как мегаполис является городом, где пересекаются пути большого количества этнических и конфессиональных групп, людей разных национальностей и социального статуса, уровня образования. <...> Опираясь на собственный опыт и учитывая специфику школы, расположенной в удаленном от исторического центра Москвы районе, а также социальную политику при заселении района в 1993-2000 годах, авторы совместно с психологической службой школы серьезно изучили проблему межкультурного диалога в школе и развития образовательной среды в современном поликультурном социуме, что и послужило основанием для разработки программы. <...> разработана Шульгиной И.Б. и Дятловым А.Г. – педагогами ГБОУ СОШ №1357 с углубленным изучением английского языка города Москвы в рамках обобщения опыта деятельности педагогического коллектива по проблеме формирования гражданской идентичности <...>