А. В. Дружинин
Драматический фельетон о фельетоне и о фельетонистах
Русский фельетон. <...> Белинский умер, Герцен эмигрировал за границу,
на первых ролях в журнале теперь выступали такие люди, как Александр Васильевич Дружинин (1824-1864), шаг за шагом сходивший с позиций Белинского. <...> Перу Дружинина принадлежит также "Драматический фельетон о фельетоне и о фельетонистах", в
котором он дает иронические характеристики различных фельетонистов и их продукции, заполнившей
страницы печати в начале 60-х годов. <...> Некрасов отмечал впоследствии "блеск,
живость, занимательность тогдашних фельетонов Дружинина, которые во всей журналистике того
времени одни только носили на себе печать жизни". <...> Действующие лица: 1) Журналист, один из тех журналистов, разговор с которыми всегда
находится в творениях каждого поэта, как то: Гете, Пушкина, Лермонтова. <...> 2) Автор "Заметок петербургского туриста", Иван Александрович Ч-р-к-ж-и-в 1), человек
средних лет, огромного роста, величественной наружности, выражающей душу необыкновенную. <...> Человеком хорошего тона, однако, его назвать нельзя, потому что он
пристрастен к фуражкам, иногда даже теплым. <...> Нет, я не хочу вас обманывать долее -- вторая часть моих "Заметок" уже отдана в ту газету,
где печаталась первая. <...> Говорите, говорите, Иван Александрович;
как ваша изобретательность напоминает мне знаменитейших наших поэтов, с которыми мы курили из
одной трубки! <...> Вот вам первая тема на четыре страницы и даже, если хотите, на два фельетона. <...> Я вам сказал двадцать слов, и вы из них не в силах сделать
двадцати страниц печатных? <...> По поводу
отставленного сотрудника вы прямо перейдете к Шекспиру, от Шекспира -- к Марку Антонию 3), от
Антония -- к Rocher de Cancale 4) и, наконец, вообще к XVIII столетию. <...> Итак, объявляете вы, в следующий понедельник (о том, счастлив или несчастлив
понедельник, о том, что римляне отмечали дни черными и белыми камешками,-- помните все это!), в
следующий понедельник является перед публику новый фельетонист <...>
Драматический_фельетон_о_фельетоне_и_о_фельетонистах.pdf
А. В. Дружинин
Драматический фельетон о фельетоне и о фельетонистах
Русский фельетон. В помощь работникам печати.
М., Политической литературы, 1958.
OCR Бычков М. Н.
Наступление "мрачного семилетия" в истории русской печати (1848--1854), когда под ударами
реакции журналистика должна была временно отказаться от обсуждения жгучих проблем современности,
поставило "Современник" в очень трудное положение. Белинский умер, Герцен эмигрировал за границу,
на первых ролях в журнале теперь выступали такие люди, как Александр Васильевич Дружинин (1824-1864),
шаг за шагом сходивший с позиций Белинского. Став первым критиком "Современника", он пишет
фельетонные обзоры русской журналистики "Письма иногороднего подписчика" и публикует серию
фельетонов "Сентиментальное путешествие Ивана Чернокнижникова по петербургским дачам" -описание
"похождений разных чудаков, беспрерывно наталкивающихся на эксцентрические и забавные
сцены". В них много пустого, легкомысленного, но некоторые из фельетонов этого цикла, как, например,
"Опыты девятилетней музы", забавно высмеивают домашнюю жизнь дворянских семей.
Перу Дружинина принадлежит также "Драматический фельетон о фельетоне и о фельетонистах", в
котором он дает иронические характеристики различных фельетонистов и их продукции, заполнившей
страницы печати в начале 60-х годов.
При всех недостатках фельетонов Дружинина Н. А. Некрасов отмечал впоследствии "блеск,
живость, занимательность тогдашних фельетонов Дружинина, которые во всей журналистике того
времени одни только носили на себе печать жизни".
Действующие лица: 1) Журналист, один из тех журналистов, разговор с которыми всегда
находится в творениях каждого поэта, как то: Гете, Пушкина, Лермонтова. Лицо фантастическое.
2) Автор "Заметок петербургского туриста", Иван Александрович Ч-р-к-ж-и-в 1), человек
средних лет, огромного роста, величественной наружности, выражающей душу необыкновенную. Носит
очень широкие панталоны. Человеком хорошего тона, однако, его назвать нельзя, потому что он
пристрастен к фуражкам, иногда даже теплым.
Место действия -- великолепный кабинет журналиста, украшенный бюстами и статуэтками
знаменитостей. На столах -- множество журналов, в которых разрезан только один отдел журналистики.
Действие происходит на днях.
Журналист (не без робости). Итак, дорогой Иван Александрович, дело наше кончено?
Автор. Нет, дорогой Петр Алексеевич, дело наше не кончено.
Журналист. Мир полон похвалами вашим "Заметкам". Вы будете моим сотрудником.
Автор. Нет, не могу я быть вашим сотрудником.
Журналист. И сделаетесь русским Жюль-Жаненом.2)
Автор. И не сделаюсь русским Жюль-Жаненом, потому что нахожу ваши условия незаманчивыми.
Журналист. Условия мои могут быть и заманчивее; это от вас зависит.
Автор. Нет, я не хочу вас обманывать долее -- вторая часть моих "Заметок" уже отдана в ту газету,
где печаталась первая.
Журналист. Я это знаю, но...
Автор. Но что же?
Журналист. Но вы можете открыть новую серию "Заметок", назвать ее, пожалуй, "Наблюдениями
провинциала", отдать ее мне и хвалить себя преусердно и там и здесь.
Автор. Да откуда же я возьму времени? Нет, это невозможно.
Журналист. Однако как же и мне быть без фельетона?
Стр.1