ЛЮБОВЬ ДОСТОЕВСКАЯ
На каторге
Когда человека внезапно вырывают из его среды и вынуждают годами жить в окружении,
совершенно ему не свойственном, с людьми, способными по низости своей и недостатку воспитания
навредить ему и причинить страдания, ему приходится сразу же изыскивать средство парировать по
крайней мере самые тяжелые удары, намечать для себя план поведения и выбирать позу. Одни
презрительно замыкаются в себе, надеясь, что их оставят с миром; другие начинают заискивать и
пытаются купить покой с помощью самого низкого лакейства.
Достоевский, осужденный на несколько лет каторги и вынужденный жить среди страшных
преступников, избрал другой путь; он взял тон христианского братства. Такое поведение не было ново
для него; он уже упражнялся в нем, когда еще совсем маленький потихоньку пробирался к решетке
отцовского сада, чтобы побеседовать с пациентами Мариинской больницы для бедных, и бывал за это
наказан; или же в деревне, когда он разговаривал с крепостными в Даровом и внушал к себе симпатию,
помогая крестьянкам, работающим на поле. Потом он так же братски будет относиться к бедным людям
Петербурга, которых он встречал в чайных и трактирах столицы, с которыми играл в биллиард и которых
угощал, изучая их, пытаясь проникнуть в тайники их сердец.
Достоевский понимал, что он не сможет стать большим писателем, описывая одни лишь
элегантные салоны и их хорошо вымытых и напомаженных посетителей в ловко сидящих фраках, с
модными галстуками, но пустой головой, бесцветной душой и угасшим сердцем. Истоки каждого
писателя в народе, в простых душах, которых хорошее воспитание еще не научило скрывать свои
страдания за банальными словами. Мужики Ясной Поляны большему научили Толстого, чем его
московские друзья. Крестьяне, с которыми охотился Тургенев, дали ему больше оригинальных идей, чем
его европейские друзья. Также и Достоевский зависел от бедных и инстинктивно с самого детства искал
средства и пути сближения с ними. Эта способность, которую он уже наполовину усвоил, оказала ему в
Сибири большую услугу.
Достоевский не скрыл от нас, как ему удалось завоевать симпатии каторжников. В романе
"Идиот" он подробно рассказывает о своих первых шагах. Князь Мышкин, потомок длинного ряда
представителей европейской культуры, путешествует в один из холодных зимних дней. Он - русский, но
всю юность провел в Швейцарии и поэтому плохо знает свое отечество. Его очень интересует Россия,
она влечет его; он хотел бы постичь ее душу и разгадать ее тайны. Поскольку князь беден, он
путешествует в третьем классе. Он не сноб; его простые и грязные спутники не вызывают у него
отвращения. Они первые истинные русские, которых он видит; в Швейцарии он встречал только наших
интеллектуалов, подражавших европейцам, или политических эмигрантов, говоривших на ломаном
русском языке и, несмотря на это, выдававших себя за истинных патриотов и носителей святой мечты
нашего народа.
Князь Мышкин, конечно, понимал, что до сих пор он видел только копии и карикатуры; теперь
он хотел познакомиться с оригиналом. Он с симпатией смотрел на своих товарищей по 3-му классу и
ждал первых слов, чтобы завязать беседу. Его попутчики, в свою очередь, с любопытством разглядывали
его. Никогда еще они не видели вблизи столь удивительную птицу. Вежливые манеры, европейская
одежда князя казались им смешными. Они начали переговариваться друг с другом, чтобы позабавиться
над ним, повеселиться, рассеяться за его счет. Они грубо смеялись и толкали друг друга локтями, как
только услышали первые слова князя Мышкина; но когда он продолжал говорить, они перестали
смеяться. Его восхитительная вежливость, отсутствие снобизма, та естественность, с которой он
обращался с ними, как с равными, как с людьми его круга, позволили им предположить, что перед ними
чрезвычайно удивительное и редкое существо, истинный Христос.
И уже молодой Рогожин чувствует, как притягивает его к себе эта христианская доброта, и
спешит доверить этому благородному незнакомцу, слушающему его с интересом, свою сердечную тайну.
Хотя Рогожин почти необразован, но он развит интеллектуально; он понимает нравственное
превосходство Мышкина. Он восторгается им, склоняется перед ним, но ясно видит, что бедный князь -
большой ребенок, наивный мечтатель, не имеющий никакого представления о жизни. Рогожин же
хорошо ее знает, эту суровую и ужасную жизнь, он знает, как злы и безжалостны люди. Желание
защитить этого достойного любви князя овладевает благородным сердцем Рогожина. "Приходи ко мне, -
говорит он ему, расставаясь с ним на вокзале в Петербурге. -... Одену тебя в кунью шубу... фрак тебе
сошью первейший... денег полные карманы набью".
В холодный зимний день Достоевский прибывает в Сибирь. Он путешествует "3-м классом", т.е.
Стр.1