ФИЛОСОФИЯ И НАУКА УДЕЛ ФИЛОСОФИИ В ПРЕДДВЕРИИ ГОСПОДСТВА ТЕХНИКИ (1) А.Н. Павленко Исследовательская Группа «Онтология» Институт Философии РАН ул. <...> Волхонка, 14, Москва, Россия, 119991 В статье показано, что философия, после утраты ею своего доминирования как формы отношения человека к миру в 5—7 вв. н.э., последовательно становится «служанкой религии» (5— 15 вв. н.э), а затем «служанкой науки» (XVIII—XX вв. н.э.) <...> . Показано также, что кризис научной рациональности (XX в.), позволяет говорить о том, что наука как доминировавшая форма отношения человека к миру постепенно уступает свое господство технике. <...> Проявляется это в том, что «объем открываемой реальности» наукой перестает удовлетворять запросам человека, уступая место «объему конструируемой реальности» техникой. <...> С приходом господства техники философия неминуемо окажется в положении ее служанки. <...> Однако в тот период, когда наука утрачивает свое господство, а техника еще в полной мере не приобрела его, у философии возникает шанс сказать свое новое слово, как это уже было в период смены господства между религией и наукой в XVIII—XVIII столетиях. <...> Прежде чем мы обратимся к выявлению «нового шанса для философии», необходимо сделать шаг назад и спросить: что представляла собой философия в «момент» ее возникновения? <...> Хорошо известно, что сам термин «философия» был введен Пифагором. <...> Удел философии в преддверии господства техники понадобился этот термин, если уже до него и одновременно с ним существовали люди-мудрецы (ὅι σοφοί), которые и олицетворяли в его время знание (мудрость) о мире и человеке? <...> Именно эта неустойчивость обобщений обыденного (в своей основе — чувственного) опыта, видимо, и не устраивала Пифагора. <...> Будучи математиком, он имел дело с природой таких объектов — числа, точки, линии, плоскости, фигуры и др. — которая от чувственного опыта прямо не зависит. <...> Главным требованием, обосновывающим их осуществимость, была и остается непротиворечивость. <...> Итак, именно <...>