ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И МЕТОДОЛОГИИ КУЛЬТУРНЫЕ КОДЫ КАК ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ А.M. <...> Клименкова Кафедра методологии и методов социологических исследований Киевский национальный университет имени Тараса Шевченко ул. <...> Владимирская, 64/13, Киев, Украина, 01601 В статье исследуется роль культурных кодов в формировании ценностных ориентаций. <...> Культурный код рассматривается как «идеальное образование», придающее символическое значение объектам и явлениям и создающее основу для формирования представлений об их ценности для индивида. <...> Культурные коды порождают систему субъективных координат, в которой разворачивается жизнедеятельность индивида. <...> Чаще всего ценностные ориентации рассматриваются как результат интериоризации индивидом системы ценностей и норм общества. <...> В определенной мере такое понимание механизма формирования ценностных ориентаций исходит из парадигмальной установки о «навязывании» индивиду ценностей и правил, осуществляющих «диктат» общества над индивидом. <...> Наиболее ярко это выражено во фрейдистских социологических концепциях, где ценностный императив общества («Сверх-Я») проявляется в навязывании обществом определенных норм поведения, которые угнетают бессознательное человека («Оно»). <...> Однако при таком подходе не учитывается тот факт, что самим индивидом его ценностные ориентации рассматриваются как наиболее рациональные формы отображения социальной реальности, реагирования на нее и взаимодействия с ней (исходя из той картины реальности, которая сформировалась в его сознании). <...> Последние они считают не5 Вестник РУДН, серия Социология, 2013, № 2 отделимой составляющей своей личности и проявляют готовность в случае необходимости отстаивать их, в том числе и противопоставляя их социальным нормам, противостоя «нормативному» давлению со стороны общества. <...> Следовательно, ценностные ориентации основываются не столько на представлениях о социальных нормативах <...>