Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 610107)
Контекстум
Философские науки  / №5 2016

ФИЛОСОФИЯ И МУЗЫКА (300,00 руб.)

0   0
Первый авторВИЗГИН
Страниц8
ID411383
АннотацияСтатья посвящена анализу связей между философской мыслью и искусством на примере музыки. Автор показывает, что при анализе этой проблемы невозможно отвлечься от личности философа. Одна и та же музыка, например, Баха, по-разному влияет на философское мировоззрение философа, как это имеет место, согласно автору, в случае Поппера и Марселя. В работе анализируется значение для философской мысли малоизученных применительно к этой сфере художественных средств выразительности (интонация, стиль речи и др.), близких к тем, которые характерны для такого искусства, как музыка. В этом аспекте автор анализирует и сопоставляет взгляды и практику таких мыслителей, как Бергсон, Джемс и Марсель и показывает творческую содержательную роль символического языка в философии.
ВИЗГИН, В.П. ФИЛОСОФИЯ И МУЗЫКА / В.П. ВИЗГИН // Философские науки .— 2016 .— №5 .— С. 49-56 .— URL: https://rucont.ru/efd/411383 (дата обращения: 14.04.2025)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Музыка Новая рубрика журнала «Лики культуры» открывается статьями о музыке. <...> ВИЗГИН Начиная исследование соотношения между музыкой и философией, мы сразу же должны сказать, что между ними невозможно установить «вещеподобную» обезличенную связь, как, например, между электрической и магнитной составляющими электромагнитных полей. <...> Такое исследование может быть плодотворным лишь при условии проникновения в личность философа. <...> Одна и та же музыка, например, И.С. Баха, глубоко повлияла на философские взгляды и стиль мысли разных философов по-разному. <...> Поппер, кстати, цитирует этого композитора, сказавшего, что музыкант «должен создавать сладкозвучную гармонию во славу Господа», что в этом высшая цель музыки. <...> А вот Габриэля Марселя, другого известного философа ХХ в., именно Бах больше других стимулов, по его собственной оценке, привел к христианской вере: «Безо всякого преувеличения, – свидетельствует французский философ, – я могу сказать, что “Страсти по Матфею” и “Кантаты” Баха бесконечно сильнее, чем “Мысли Паскаля”, 94 В.П. ВИЗГИН. <...> И вся его философия, создаваемая под знаком Баха, прозвучала как религиозная мысль. <...> Проделав его, мы убеждаемся, что отвлеченных, обезличенных «объективных закономерностей», описывающих соотношение философии и музыки, установить просто невозможно. <...> Благодаря этому чувство в музыке, как говорит французский философ, «самопроясняется до того уровня, что становится структурой, структурой во времени и над ним»3 . <...> И все же какие-то «мостики», проходы-переходы от музыки к словам могут быть найдены, если философская мысль берет себе проводником alter ego музыки – поэзию с ее интуицией языка и культуры, в недрах которых она зарождается и возникает. <...> Сверхлогическими средствами философской речи выступают прежде всего ее интонация, ритм, стиль. <...> Парменид выразил свою мысль в поэме, поэтической была и философская речь Гераклита. <...> Поэтому озабоченность художественно-поэтическим <...>