Н. А. Добролюбов
О значении авторитета в воспитании
мысли по поводу "Вопросов жизни" г. Пирогова
Н. А. Добролюбов. Собрание сочинений в трех томах
Том первый. Статьи, рецензии и заметки (1853-1858)
Составление и вступительная статья Ю. Г. Буртина
Примечания Е.Ю. Буртиной
М., "Художественная литература", 1986
OCR Бычков М. Н.
О значении авторитета в воспитании
мысли по поводу "Вопросов жизни" г. Пирогова
Умственное движение, возбужденное в нашем обществе событиями последних годов, обратилось
недавно и к вопросам о воспитании. Теперь у нас основано уже два педагогических журнала1 и, кроме
того, статьи о воспитании появляются от времени до времени и в других изданиях. Но первый обратил
внимание на это важное дело "Морской сборник", поместивший в начале прошлого года статью о
воспитании г. Бема, за которою последовали и другие статьи, которыми высказывались о воспитании
мнения более или менее новые и справедливые2. Многие из этих статей находили сочувствие в читателях,
но ни одна из них не имела такого полного и блестящего успеха, как "Вопросы жизни" г. Пирогова. Они
поразили всех -- и светлостью взгляда, и благородным направлением мыслей автора, и пламенной, живой
диалектикой, и художественным представлением затронутого вопроса. Все, читавшие статью г. Пирогова,
были от нее в восторге, все о ней говорили, рассуждали, делали свои соображения и выводы. В этом
случае общество предупредило даже литературную критику, которая только подтвердила общие похвалы,
не пускаясь в подробный анализ статьи и не делая никаких своих заключений. Это явление весьма много
говорит в пользу русской публики, и оно тем более замечательно, что статья г. Пирогова вовсе не
отличается какими-нибудь сладкими разглагольствиями или пышными возгласами для усыпления
нерадивых отцов и воспитателей, вовсе не старается подделаться под существующий порядок вещей, а,
напротив, бросает прямо в лицо всему обществу горькую правду; не обинуясь говорит о том, что у нас
есть дурного,-- смело и горячо, во имя высочайших, вечных истин, преследует мелкие интересы века,
узкие понятия, своекорыстные стремления, господствующие в современном обществе. Сочувствие
публики к такой статье имеет глубокий, святой смысл. Значит, при всем своем несовершенстве, при всех
увлечениях на практике, общество наше хочет и умеет по крайней мере понимать, что хорошо и
справедливо, к чему должно стремиться. Оно уже имеет столько внутренней силы, что не пугается
сознания своих недостатков, а сознание прошедшего и настоящего зла есть лучшее ручательство за
возможность добра в будущем. С глубокой радостью и искренним сочувствием приветствуя этот
благородный порыв русских людей, мы решаемся высказать по поводу статьи г. Пирогова несколько
соображений, на которые наводит она всякого мыслящего читателя. Делаем это тем с большею
смелостью, что до сих пор нигде еще не встречали более честного развития тех мыслей, которые
заключаются в общих афористических положениях г. Пирогова.
Сущность мыслей, изложенных в "Вопросах жизни", состоит в следующем. Главные и высшие
основы нашего воспитания находятся в совершенном разладе с господствующим направлением общества.
Из этого выходит, что, оканчивая курс воспитания и вступая в общество, мы находим себя в
необходимости или отречься от всего, чему нас учили, чтобы подделаться к обществу, или следовать
своим Правилам и убеждениям, становясь таким образом противниками общественного направления. Но
жертвовать святыми, высшими убеждениями для житейских расчетов -- слишком безнравственно и
отвратительно; а идти против общества -- где же взять сил на это? К такой борьбе с ложным направлением
общества воспитание совсем не готовит нас. Оно даже совсем не заботится о том, чтобы вкоренить в нас
высшие, человеческие убеждения; оно хлопочет только о том, чтобы сделать нас учеными, юристами,
Стр.1