ДОБРОЛЮБОВ, Александр Михайлович [30.VIII(11.IX).1876, Варшава -- после 1943,
Азербайджан) -- поэт. Сектант, основатель религиозной секты "добролюбовцев", или "братков". Один из
основоположников русского символизма, для которого судьба Д., направление его духовных исканий
имели едва ли не большее значение, чем творчество. Родился в семье русского чиновника, служившего в
Варшаве, где и начинал учебу. Незадолго до смерти отца семья переехала в Петербург. В 1891--1895 гг.
учился в шестой гимназии, где сблизился с поэтом и будущим известным педагогом Вл. В. Гиппиусом
(троюродным братом З. Н. Гиппиус), который пробудил у Д. интерес к французскому символизму. Д.
стал ревностным последователем новейшей поэзии, был "пропитан самим духом декадентства" (Брюсов
В. Автобиография // Русская литература XX века / Под ред. С. А. Венгерова.-- Т. I.-- С. 111). Образ жизни
Д. этих лет создал ему особый ореол, существенно дополнявший впечатление от его странных стихов.
Современники вспоминали, что он "курил гашиш, склонял к этому и других в своей маленькой комнатке
на Пантелеймоновской, оклеенной черными обоями, с потолком, выкрашенным в серый цвет" (Гиппиус
Вл. В. Александр Добролюбов // Русская литература XX века.-- Т. I.-- С. 266). Не менее странным было
поведение Д. в обществе, где он "говорил намеренную чепуху, садился посреди комнаты на пол" (Там
же.-- С. 288). "Письма он писал дикие, ни на что не похожие, без обращений, изломанным почерком, и
точно подделываясь под бред" (Крайний Антон (Гиппиус З. Н.). Литературный дневник.-- Спб., 1908.-С.
55). Одевался Д. "в необычный костюм вроде гусарского, но черный, с шелковым белым кашне,
вместо воротника и галстука" (Гиппиус Вл. В. Александр Добролюбов.-- С. 288).
Д. и Гиппиус в 1894 г. пытались примкнуть к альманаху Брюсова "Русские символисты", но план
совместного выпуска осуществлен не был. Знакомство с Д. имело значение для творческого
самоопределения Брюсова, о чем он писал в автобиографии (см.: Иванова Е. В. Валерий Брюсов и
Александр Добролюбов // Известия АН СССР. Серия литературы и языка.--М., 1981.-- Т. 40).
Одновременно с поступлением на историко-филологический факультет в 1895 г. Д. издает
первый сборник своих стихов "Natura naturans. Natura naturata", заглавие которого было заимствовано у
Спинозы и означало "Природа порождающая. Природа порожденная". Заглавию соответствовали два
раздела книги, первый из которых обращен к предкам Д. (бабушке, отцу), второй -- к их потомкам
(братьям и сестрам Д.). Сборник был посвящен "Моим великим учителям Гюго, Рихарду Вагнеру,
Росетти, Никонову". Соседство Гюго, Вагнера и никому неизвестного Никонова поставило это
посвящение Д. в один ряд с эпатажными посвящениями Брюсова ("вечности и искусству"), ЕмельяноваКоханского
("Мне и египетской царице Клеопатре"). Стихи носили экспериментальный характер, в них
предпринята попытка создания синтетического искусства, соединяющего поэзию, живопись, музыку (к
большинству стихов предпосланы названия картин, в соотнесении с которыми они должны
восприниматься). Некоторые стихи строились по композиционным законам музыки -- перед
стихотворением задавались лейтмотивы, которые затем разрабатывались в отдельных стихах. Книга Д.
была воспринята современниками как декадентские фокусы, по точному замечанию П. Перцова,
"ошеломила критику, как свалившийся на голову кирпич" (П е р ц о в П. П. Литературные
воспоминания.-- М.; Л., 1933.-- С. 235). Легенды о жизни Д. приобретают в этот период мрачный
оттенок: рассказывают о черных мессах, совершаемых на его квартире, о том, что в кругу
единомышленников он проповедует самоубийство как последнее доказательство полного
самоосвобождения личности от общеобязательных моральных запретов. Есть свидетельства, что двое из
его товарищей покончили с собой (см. указ. работу Вл. Гиппиуса), под влиянием их смерти у Д.
начинается духовный кризис. "Развалины прежнего Д.",-- записывает Брюсов после встречи с ним 7
апреля 1896 г. (Брюсов В. Дневники.--С. 24). В 1896--1897 гг. Д. намеревался издать второй сборник
стихов, но рукопись была утеряна в типографии.
Весной 1898 г. Д. оставляет университет и начинает странствовать по Олонецкой и
Архангельской губ. С конца 1898 до апреля 1899 г. письма от Д. поступают из Соловецкого монастыря,
где он живет послушником, но откуда уходит, неудовлетворенный монастырскими
порядками. В 1900 г. в издательстве "Скорпион" выходит "Собрание стихотворений" Д. с предисловием
И. Коневского и В. Брюсова. Составителем сборника был Брюсов, который включил главным образом
стихи, написанные накануне "ухода". Часть прозаических отрывков, написанных в это же время, Брюсов
опубликовал позднее в альманахе "Северные цветы" на 1902 год" (М., 1902). В произведениях этого
периода формальные эксперименты отсутствуют, стихи носят по преимуществу дневниковый и
исповедальный характер. Богоборческие рассуждения чередуются в них с покаянными признаниями.
Уход Д. из литературы, превращение его в "рыцаря странствующего ордена" символисты
расценивали как симптом пробуждающегося нового религиозного сознания. Когда же в начале 900 гг. Д.
перебирается в Поволжье, где вокруг него складывается религиозная секта "добролюбовцев", или
"братков", в которую входили местные крестьяне, в прошлом главным образом молокане, символисты
начинают видеть в этом шаг навстречу стихии, народу.
Стр.1