Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 616682)
Контекстум

Добролюбов А. М.: Биобиблиографическая справка

0   0
Издательство[Б.и.]
Страниц2
ID3977
АннотацияОб авторе (Добролюбов Александр Михайлович).
Кому рекомендованоОб авторе
Добролюбов А. М.: Биобиблиографическая справка : Статья .— : [Б.и.], 1990 .— 2 с. — Критика .— URL: https://rucont.ru/efd/3977 (дата обращения: 21.07.2025)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ДОБРОЛЮБОВ, Александр Михайлович [30. <...> Один из основоположников русского символизма, для которого судьба Д., направление его духовных исканий имели едва ли не большее значение, чем творчество. <...> Незадолго до смерти отца семья переехала в Петербург. <...> В 1891--1895 гг. учился в шестой гимназии, где сблизился с поэтом и будущим известным педагогом Вл. <...> (троюродным братом З. Н. Гиппиус), который пробудил у Д. интерес к французскому символизму. <...> Д. стал ревностным последователем новейшей поэзии, был "пропитан самим духом декадентства" (Брюсов <...> Автобиография // Русская литература XX века / Под ред. <...> Д. этих лет создал ему особый ореол, существенно дополнявший впечатление от его странных стихов. <...> Современники вспоминали, что он "курил гашиш, склонял к этому и других в своей маленькой комнатке на Пантелеймоновской, оклеенной черными обоями, с потолком, выкрашенным в серый цвет" (Гиппиус Вл. <...> Не менее странным было поведение Д. в обществе, где он "говорил намеренную чепуху, садился посреди комнаты на пол" (Там же.-- С. <...> Письма он писал дикие, ни на что не похожие, без обращений, изломанным почерком, и точно подделываясь под бред" (Крайний Антон (Гиппиус З. Н.) <...> Одевался Д. "в необычный костюм вроде гусарского, но черный, с шелковым белым кашне, вместо воротника и галстука" (Гиппиус Вл. <...> Д. и Гиппиус в 1894 г. пытались примкнуть к альманаху Брюсова "Русские символисты", но план совместного выпуска осуществлен не был. <...> Знакомство с Д. имело значение для творческого самоопределения Брюсова, о чем он писал в автобиографии (см. <...> Валерий Брюсов и Александр Добролюбов // Известия АН СССР. <...> Одновременно с поступлением на историко-филологический факультет в 1895 г. Д. издает первый сборник своих стихов "Natura naturans. <...> Соседство Гюго, Вагнера и никому неизвестного Никонова поставило это посвящение Д. в один ряд с эпатажными посвящениями Брюсова ("вечности и искусству"), ЕмельяноваКоханского ("Мне и египетской царице <...>
Добролюбов_А._М._Биобиблиографическая_справка.pdf
ДОБРОЛЮБОВ, Александр Михайлович [30.VIII(11.IX).1876, Варшава -- после 1943, Азербайджан) -- поэт. Сектант, основатель религиозной секты "добролюбовцев", или "братков". Один из основоположников русского символизма, для которого судьба Д., направление его духовных исканий имели едва ли не большее значение, чем творчество. Родился в семье русского чиновника, служившего в Варшаве, где и начинал учебу. Незадолго до смерти отца семья переехала в Петербург. В 1891--1895 гг. учился в шестой гимназии, где сблизился с поэтом и будущим известным педагогом Вл. В. Гиппиусом (троюродным братом З. Н. Гиппиус), который пробудил у Д. интерес к французскому символизму. Д. стал ревностным последователем новейшей поэзии, был "пропитан самим духом декадентства" (Брюсов В. Автобиография // Русская литература XX века / Под ред. С. А. Венгерова.-- Т. I.-- С. 111). Образ жизни Д. этих лет создал ему особый ореол, существенно дополнявший впечатление от его странных стихов. Современники вспоминали, что он "курил гашиш, склонял к этому и других в своей маленькой комнатке на Пантелеймоновской, оклеенной черными обоями, с потолком, выкрашенным в серый цвет" (Гиппиус Вл. В. Александр Добролюбов // Русская литература XX века.-- Т. I.-- С. 266). Не менее странным было поведение Д. в обществе, где он "говорил намеренную чепуху, садился посреди комнаты на пол" (Там же.-- С. 288). "Письма он писал дикие, ни на что не похожие, без обращений, изломанным почерком, и точно подделываясь под бред" (Крайний Антон (Гиппиус З. Н.). Литературный дневник.-- Спб., 1908.-С. 55). Одевался Д. "в необычный костюм вроде гусарского, но черный, с шелковым белым кашне, вместо воротника и галстука" (Гиппиус Вл. В. Александр Добролюбов.-- С. 288). Д. и Гиппиус в 1894 г. пытались примкнуть к альманаху Брюсова "Русские символисты", но план совместного выпуска осуществлен не был. Знакомство с Д. имело значение для творческого самоопределения Брюсова, о чем он писал в автобиографии (см.: Иванова Е. В. Валерий Брюсов и Александр Добролюбов // Известия АН СССР. Серия литературы и языка.--М., 1981.-- Т. 40). Одновременно с поступлением на историко-филологический факультет в 1895 г. Д. издает первый сборник своих стихов "Natura naturans. Natura naturata", заглавие которого было заимствовано у Спинозы и означало "Природа порождающая. Природа порожденная". Заглавию соответствовали два раздела книги, первый из которых обращен к предкам Д. (бабушке, отцу), второй -- к их потомкам (братьям и сестрам Д.). Сборник был посвящен "Моим великим учителям Гюго, Рихарду Вагнеру, Росетти, Никонову". Соседство Гюго, Вагнера и никому неизвестного Никонова поставило это посвящение Д. в один ряд с эпатажными посвящениями Брюсова ("вечности и искусству"), ЕмельяноваКоханского ("Мне и египетской царице Клеопатре"). Стихи носили экспериментальный характер, в них предпринята попытка создания синтетического искусства, соединяющего поэзию, живопись, музыку (к большинству стихов предпосланы названия картин, в соотнесении с которыми они должны восприниматься). Некоторые стихи строились по композиционным законам музыки -- перед стихотворением задавались лейтмотивы, которые затем разрабатывались в отдельных стихах. Книга Д. была воспринята современниками как декадентские фокусы, по точному замечанию П. Перцова, "ошеломила критику, как свалившийся на голову кирпич" (П е р ц о в П. П. Литературные воспоминания.-- М.; Л., 1933.-- С. 235). Легенды о жизни Д. приобретают в этот период мрачный оттенок: рассказывают о черных мессах, совершаемых на его квартире, о том, что в кругу единомышленников он проповедует самоубийство как последнее доказательство полного самоосвобождения личности от общеобязательных моральных запретов. Есть свидетельства, что двое из его товарищей покончили с собой (см. указ. работу Вл. Гиппиуса), под влиянием их смерти у Д. начинается духовный кризис. "Развалины прежнего Д.",-- записывает Брюсов после встречи с ним 7 апреля 1896 г. (Брюсов В. Дневники.--С. 24). В 1896--1897 гг. Д. намеревался издать второй сборник стихов, но рукопись была утеряна в типографии. Весной 1898 г. Д. оставляет университет и начинает странствовать по Олонецкой и Архангельской губ. С конца 1898 до апреля 1899 г. письма от Д. поступают из Соловецкого монастыря, где он живет послушником, но откуда уходит, неудовлетворенный монастырскими порядками. В 1900 г. в издательстве "Скорпион" выходит "Собрание стихотворений" Д. с предисловием И. Коневского и В. Брюсова. Составителем сборника был Брюсов, который включил главным образом стихи, написанные накануне "ухода". Часть прозаических отрывков, написанных в это же время, Брюсов опубликовал позднее в альманахе "Северные цветы" на 1902 год" (М., 1902). В произведениях этого периода формальные эксперименты отсутствуют, стихи носят по преимуществу дневниковый и исповедальный характер. Богоборческие рассуждения чередуются в них с покаянными признаниями. Уход Д. из литературы, превращение его в "рыцаря странствующего ордена" символисты расценивали как симптом пробуждающегося нового религиозного сознания. Когда же в начале 900 гг. Д. перебирается в Поволжье, где вокруг него складывается религиозная секта "добролюбовцев", или "братков", в которую входили местные крестьяне, в прошлом главным образом молокане, символисты начинают видеть в этом шаг навстречу стихии, народу.
Стр.1