М. А. ДМИТРИЕВ
О противниках и защитниках историографа Карамзина
Писано по случаю замечаний на Историю государства Российского, помещаемых в Московском
Вестнике1
Карамзин: pro et contra / Сост., вступ. ст. <...> .}
Статья первая
О НЕСПРАВЕДЛИВОСТИ ВАЖНЕЙШИХ ОБВИНЕНИЙ
Многие говорят и пишут против Карамзина; некоторые, разумеется, немногие, говорят и пишут в
его защиту. <...> Сии противники и защитники разделяются очень явственно на две совершенно противные
партии, так что кто ни начинает говорить о сем писателе -- всякий вправе полагать о говорящем, что он
непременно принадлежит к которой-нибудь из сих партий. <...> Постараемся доказать это, сперва относительно противников Карамзина, а потом относительно его
защитников. <...> Вот одна из главных причин всех неумеренных требований наших от литературы, всех
непонятных изъяснений романтизма и большей части выходок против Истории Карамзина! <...> - Чтобы поставить каждого из писателей на принадлежащее ему место, надобно взойти на ту высоту
критики, на которой стояло их искусство, или их творчество, или их ученость! <...> А мы или судим
неопределенно, каким-то общим образом, употребляя совсем готовые приговоры, или щиплем автора по
мелочам и торжествуем, что такое-то пятнышко не ускользнуло от нашей проницательности! <...> Я не могу поверить, чтобы сие чувство было в противниках Карамзина! <...> Однако, скажут мне, разве не позволено по правилам военного искусства разбирать самые
славнейшие подвиги полководцев? <...> -- Так точно
мы уважаем Шеллинга16 и Окена;17 так точно нам кажется легко написать историю, как написал ее
Карамзин! <...> Хотя Карамзин считает потомство еще не веками, а годами; но мы для него потомство, потому
что по юности нашей литературы и учености у нас нет еще вековой славы! <...> Что он писал историю, а не критику летописей; что полезнее было бы собрать летописцев и
очистить их критикой, нежели прямо писать историю народа. <...> Дело в том, как написал Карамзин Историю и далеко ли он шагнул вперед против
своих <...>
О_противниках_и_защитниках_историографа_Карамзина.pdf
М. А. ДМИТРИЕВ
О противниках и защитниках историографа Карамзина
Писано по случаю замечаний на Историю государства Российского, помещаемых в Московском
Вестнике1
Карамзин: pro et contra / Сост., вступ. ст. Л. А. Сапченко. -- СПб.: РХГА, 2006.
OCR Бычков М.Н.
Comment serait-on tente de travailler pour l'avenir dans un siecle ou Ton ne se sou-vient presque plus du
passe?
Ancillion {*}
{* Как можно пытаться работать на далекое будущее, если мы почти не помним о прошлом?
Ансильон (фр.).}
Статья первая
О НЕСПРАВЕДЛИВОСТИ ВАЖНЕЙШИХ ОБВИНЕНИЙ
Многие говорят и пишут против Карамзина; некоторые, разумеется, немногие, говорят и пишут в
его защиту. Сии противники и защитники разделяются очень явственно на две совершенно противные
партии, так что кто ни начинает говорить о сем писателе -- всякий вправе полагать о говорящем, что он
непременно принадлежит к которой-нибудь из сих партий. К которой же из них принадлежу я? -- Ни к
которой, потому что обеими недоволен; а желал бы принадлежать к партии здравого смысла, что не
всегда и не всякому удается.
От чего происходят сии две крайности? -- От того же, от чего происходит всякая крайность:
мудрая середина принадлежит тому только, кто держится собственных сил своих; один он не сбивается с
пути своего; ибо знает его и, будучи тверд на ногах, не имеет нужды ни за что держаться. -- Крайность
есть всегда признак или слабого неразумия, или самонадеянного невежества! Возьмите ее в чем хотите: в
общественной жизни, в литературе, в учености, везде причины ее одни и те же! -- Те же причины двух
крайностей и в суждениях о знаменитом нашем писателе.
Постараемся доказать это, сперва относительно противников Карамзина, а потом относительно его
защитников.
Просвещение наше стоит теперь на той точке, на которой мы не можем уж довольствоваться
вопросами решенными; а вопросов, предлагаемых самими же нами, мы решить не можем по недостатку
основательного учения. Мы стыдимся уже быть учениками, которые верят на слово своим учителям; а
чтобы исследовать самим, для сего нужны силы, которых мы не имеем. Прибавьте к этому самолюбие,
неразлучное с полупросвещением! Что должно происходить от подобного состояния? -- Конечно, не
мудрое сомнение Декарта;2 а нерешимость, чувство, самое неприятное для самолюбия и самое
беспокойное для разума! -- Если б мы не были нетерпеливы и не привыкли быть скороспелками, то, чтобы
выйти из сего состояния, мы бросились бы учиться: нет! Мы хотим учить, чтобы обмануть других насчет
нашего незнания.
Вот одна из главных причин всех неумеренных требований наших от литературы, всех
непонятных изъяснений романтизма и большей части выходок против Истории Карамзина!
Далее. -- Заметим два разных признака совершенного невежества и полупросвещения. -- Невежда
всему дивится; полузнающий боится показать удивление свое даже к предмету достойному, чтобы не
подумали другие, что ему все в диковинку, и от этого чаще порицает. -- Вернее гораздо, думает он,
сказать, что это дурно: по крайней мере, подумают, что я видал лучше! -- Таким образом во времена
Сумарокова3 иначе не умели хвалить, как восклицаниями: наш Расин!4 Наш Лафонтен!5 Наш Мольер!6 -таким
образом ныне боятся хвалить и достойное: отдать справедливость Карамзину, значит для многих
удовольствоваться его Историей, выказать себя непонимающим ни Герена7, ни Гердера8, которых
испытательный и всеобъемлющий ум (хотя они мало между собою сходны) признан Европою! Но,
Стр.1