ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА Выбор методов в педагогических исследованиях В.М. Полонский polon7@yandex.ru Педагогика, как наука, состоит из методов получения знаний, анализа и изучения действительности и результатов познания объективной реально сти. <...> Метод является неотъемлемой частью любого исследования и характе ризует потенциальные возможности науки и степень её проникновения в изучение реальных процессов. <...> Метод во многом определяет ход и результативность исследования, фор мы организации работы, общую методологическую ориентацию исследова теля и путь к достижению им конечной цели. <...> Метод также может рассматриваться как совокупность приёмов практического или теоретического осмысления действительности, подчинённую решению конкретной задачи. <...> Или как комплекс интеллекту альных действий, логических процедур, при помощи которых наука пыта ется установить истину, проверить или опровергнуть её. <...> Наконец, метод может трактоваться как конкретный способ изучения определённой области, систематизированный комплекс приёмов и проце дур, применяемых учёными для достижения целей и задач исследования, как план, которым они руководствуются при организации научной работы или её отдельных этапов. <...> Арсенал используемых в педагогике теоретических и эмпирических ме тодов достаточно велик, однако на практике применяется относительно не большое их число. <...> К использованию новых методов учёные прибегают крайне редко, что отрицательно сказывается на развитии науки, а, следова тельно, и практики. <...> Из примерно тысячи диссертаций, выполненных за последние годы, не было ни одной, касающейся непосредственно методов исследования. <...> В на звании всего лишь двенадцати работ упоминаются методы, но они касают ся процессов обучения и воспитания (методы интереактивного обучения, методы программирования физических упражнений, методы военнопат риотического воспитания, методы контроля учебной деятельности <...>