1 Е.И. НИКОЛАЕВА, Е.Г. ВЕРГУНОВ Общеизвестно, что современный стандарт начального образования в качестве важнейшей составляющей учебного процесса вводит оценку личностного роста учащихся. <...> Более того, и создатели стандарта постоянно говорят о том, что пока не существует таких методов [1]. <...> Чтобы создать такие методы, необходимо сопоставить процесс оценивания школьников учителями с рядом психологических методов, прямо или косвенно свидетельствующих о личностных характеристиках и их изменениях школьников. <...> Авторы провели исследования, описали процесс оценивания детей в четв¸ртом классе и пришли к некоторым выводам. <...> Ч етв¸ртый класс был выбран как последний класс в начальной школе, когда один учитель вед¸т несколько предметов, а потому знает каждого реб¸нка в той или иной степени, может оценивать его более или менее объективно. <...> Более того, на этой школьной ступени дети учатся достаточно успешно, и падение успеваемости происходит лишь при переходе из начальной школы в среднюю. <...> Дети, привыкшие к тому, что за них отвечает учитель, знающие его привычки и методы оценивания, вдруг оказываются самостоятельными участниками обучения, вынужденными помнить о том, какие предметы в каких кабинетах происходят, обязанные приспосабливаться к методам обучения разных педагогов. <...> Более того, их родители, регулярно посещающие родительские собрания и внимательно контролирующие результаты обучения в начальной школе, внезапно 1 Работа поддержана грантом РГНФ 14-06-00195. приходят к решению, что их отпрыски готовы к самостоятельному обучению, а потому снижают интенсивность контроля. <...> Таким образом, в пятом классе успеваемость в значительной степени зависит не столько от способностей реб¸нка, сколько от случайных обстоятельств, сопровождающих обучение в конкретной школе, трудовых навыков, условий жизни в семье и многого другого. <...> В дальнейшем на все эти социальные условия накладывается влияние на разв¸ртывания пубертатного <...>