Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 610537)
Контекстум
Воспитательная работа в школе  / №6 2015

ЗАМЫСЕЛ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ЭКСПЕРИМЕНТА: В ПОИСКАХ ОПОРЫ (100,00 руб.)

0   0
Первый авторГригорьев
Страниц3
ID394418
АннотацияВряд ли кто станет возражать, что рождение идеи, построение замысла эксперимента — самое главное в нём. При этом вопросу о том, где взять идею для эксперимента, в специальной литературе уделяется немного внимания. Распространено мнение, что проанализировав ситуацию и выявив проблему исследования, мы логически выходим на предположение (гипотезу) о том, как её решить. Но если мы к чему-то выходим логически, значит решение предзадано (уже существует в культуре) и мы имеем дело с задачей, у которой есть (накоплен нашими предшественниками) известный набор решений. А не с проблемой, которая, по меткому замечанию Г.П. Щедровицкого, всегда соответствует сказочной формуле: «Пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что». На решение проблемы логически не выйти, проблема — это разрыв между ситуацией и имеющимся у нас знанием о ней.
Григорьев, Д. ЗАМЫСЕЛ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ЭКСПЕРИМЕНТА: В ПОИСКАХ ОПОРЫ / Д. Григорьев // Воспитательная работа в школе .— 2015 .— №6 .— С. 76-78 .— URL: https://rucont.ru/efd/394418 (дата обращения: 08.04.2025)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

В ряд ли кто станет возражать, что рождение идеи, построение замысла эксперимента — самое главное в н¸м. <...> Но если мы к чему-то выходим логически, значит решение предзадано (уже существует в культуре) и мы имеем дело с задачей, у которой есть (накоплен нашими предшественниками) известный набор решений. <...> А не с проблемой, которая, по меткому замечанию Г.П. Щедровицкого, всегда соответствует сказочной формуле: «Пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что». <...> Опытно-экспериментальная работа, безусловно, может строиться в духе решения задачи (понятие опыта как чего-то известного нам на это указывает). <...> Сам выход на уровень эксперимента означает, что имеющихся знаний и способов деятельности для решения проблемы не хватает. <...> Итак, выход на уровень полноценного эксперимента в сфере воспитания происходит тогда, когда обнаружена проблема, для решения которой в теории и практике воспитания не доста¸т имеющихся знаний2, методов, технологий и т.п. <...> Один из вариантов — обратиться к социокультурным прототипам образовательных (в том числе, воспитательных) практик. <...> Образование и воспитание как культурные практики объективно связаны с другими культурными практиками: производством (материальным и духовным), служением 1 Исследование выполнено при поддержке РГНФ (проект ¹14-06-00089а) 2 Теория воспитания интегрирует в себе знания из педагогики, психологии, социологии, физиологии, культурологии воспитания, экономики, политологии и т.д. <...> , образование и воспитание как практики уподобления детей взрослым подражают, копируют другие культурные практики, полагают их в качестве своих прототипов. <...> По критерию социокультурного прототипа1, на наш взгляд, выделяются следующие модели воспитания: — учебно-академическая (воспитание как лицейско-гимназическое учение-самодостраивание человека по высоким образцам и образам); — служебная (воспитание как служба, как поощряемое исполнение долга перед другими и обществом); — клубная <...>