МЕЖ ВОЗРАСТНОЙ СБОР В ШКОЛЕ: о новых моделях воспитания Инна Юрьевна Шустова, доктор педагогических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории теории воспитания ФГБНУ «Институт стратегии и теории образования РАО» О дним из важнейших факторов развития ребёнка является общение. <...> Особое внимание педагогическая наука обращает на межвозрастное общение, в котором происходит взаимодействие различных возрастов (А.В. Мудрик, В.А. Караковский, В.А. Кан-Калик, А.В. Киричук, Е.В. Киселева В.В. <...> ). Л.С. Выготский считал межвозрастное общение одним из решающих факторов развития личности, когда взаимодействие со взрослым и со старшими сверстниками позволяет ребёнку выходить в «зону своего ближайшего развития», через участие в деятельности, которая лично им не освоена, есть только её предпосылки. <...> Процесс воспитания (как сознательно организуемая и педагогически управляемая социальная ситуация развития для ребёнка) должен представлять собой коллективную деятельность, где в совместной деятельности, сотрудничестве ребёнка и взрослого, детей между собой происходит первичное проявление той или иной психической функции, которая принимается ребёнком и постепенно становится его внутренней способностью. <...> Он может осуществлять её уже самостоятельно, проявлять субъектные качества, отражая её во внешней деятельности. <...> О необходимости формировать первичные коллективы по принципу разновозрастности писал А.С. Макаренко, указывая, что именно разновозрастное объединение детей даёт наибольший эффект в воспитании, так как разрешение целого ряда проблем в многодетной семье приходит как бы «само собой». <...> Комплектование в коммуне отрядов по принципу разновозрастности создавало компенсаторные условия для детей, лишённых семьи, за счёт общения старших и младших. <...> В разновозрастных группах происходит передача опыта (знаний, умений и пр.) от старших к младшим, быстрее формируется целостная картина мира у младших, Воспитание <...>