РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ: ВОСПИТАНИЕ И САМОВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ Социальное закаливание— способность преодолевать трудности Михаил Рожков, главный научный сотрудник Института психолого педагогических проблем детства РАО, доктор педагогических наук, профессор уществуют различные мнения об отношении к социальному воспитанию. <...> Несомненно, что педагоги, воспитатели должны заботиться о благополучии ребёнка, стремиться к тому, чтобы он был удовлетворён своим статусом, своей де ятельностью, мог себя в большей степени реализовать в системе социальных отно шений. <...> При этом решения данных задач осуществляются поразному, в широком диапазоне: от педагогической опеки, базирующейся на авторитарном стиле воз действия, до полного отстранения от регулирования отношений воспитанника с окружающей средой. <...> Происходящие в ней изменения всё жёстче требуют проявления гибкости в социальном поведении, умения челове ка вписываться в разнообразные ситуации и отношения. <...> Подготовить человека к неблагоприятным воздействиям социальной среды, сформировать социальный иммунитет становится в современных условиях всё более значимой задачей. <...> Постоянный комфорт отношений приводит к тому, что человек не может при способиться к отношениям более сложным, менее для него благоприятным, «Сельская школа» 2/2015 21 РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ: ВОСПИТАНИЕ И САМОВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ при этом отношения «социального оа зиса» воспринимаются им как долж ное, как типичное, как обязательное. <...> Однако в системе соци альных отношений существуют или в равном количестве, или даже в преоб ладании неблагоприятные факторы, воздействующие на человека. <...> Напри мер, подростки могут попасть под вли яние преступного мира, не зная, как со противляться тем влияниям, которые этот мир оказывает на них. <...> Несколько лет назад нами был обоснован принцип социального зака ливания, который предполагает вклю чение воспитанников в ситуации, тре <...>