РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ: ВОСПИТАНИЕ И САМОВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ индивидуальности Статья, которую мы вам предлагаем, Коллективизм как основа воспитания продолжает осмысление опыта Макаренко по созданию ребячьего коллектива и отношений в нём, формирующих нравственную атмосферу. <...> КОЛЛЕКТИВИЗМ КАК ОСНОВА ВОСПАИТАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ Для этого полезно (и необходимо) выявить и осмыслить накопленный отечественной школой опыт, педаго гические идеи, в современных усло виях максимально продуктивные. <...> Даже в период идеологичес кого диктата, государственного и об щественного влияния в СССР, в шко ле сосуществовали две воспитатель ные линии: официальная, проводи мая педагогическим коллективом с помощью школьного актива, и не официальная, существующая в меж личностных отношениях учеников на основе других нравственных ценнос тей и установок. <...> Диагности ческое изучение массового педагоги ческого опыта отразило и зафиксиро вало эту педагогически беспрецедент ную ситуацию. <...> Вот динамика соотно шения вопросов обучения и воспита ния, включённых в планы школьной работы: Учебный год Обучение Воспитание 1984–1985 50% 1989–1990 90% 1991–1992 95% Школа в течение 12–15 лет отст За этими цифрами — реальная си туация с воспитанием и отношением к нему. <...> За этим поняти 50% 10% 5% «Сельская школа» 3/2015 ем — воспитание — психологическая и нравственная атмосфера в школе и обществе. <...> На долю «собственно вос питания» (А.С. Макаренко) остаются до сих пор душеспасительные беседы, нагоняи и вызовы родителей, «прора ботка» на собрании, на педсовете. <...> 27 РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ: ВОСПИТАНИЕ И САМОВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ Педагогическое сообщество поняло: никакое сколь угодно методически проработанное содержание образо вания не обеспечивает эффективно сти воспитания школьников. <...> Более чем 10летнее отсутствие воспитания в школе — тот пагубный, масштабный «эксперимент», какого отечественная педагогика не знала. <...> Пора <...>