Гаврила Романович Державин
Объяснения на сочинения Державина
относительно темных мест, в них находящихся,
собственных имен, иносказаний и двусмысленных речений,
которых подлинная мысль автору токмо известна;
также изъяснение картин, при них находящихся,
и анекдоты, во время их сотворения случившиеся
=================================================================
Источник: Г. Р. Державин. СОЧИНЕНИЯ.
Составление, биографический очерк и комментарии И. И. Подольской
Иллюстрации и оформление Е. Е. Мухановой и Л. И. Волчека
(C) Издательство "Правда", 1985 Составление. Биографический очерк.
Комментарии. Иллюстрации.
OCR Pirat, февраль 2006 г.
=================================================================
Предварительное примечание вообще ко всем сочинениям
1-я часть сих сочинений поднесена была императрице Екатерине II лично
автором в Петербурге ноября 6-го дня 1795 года, которая по прочтении ее
государынею и оставалась у ней в кабинете по самую ее кончину, 1796 ноября
6-го дня последовавшую. Причина тому, что при жизни ее в печать оная не
издана, не иная какая была, как недоброхотство сочинителю, которое внушили
ей, что якобы в ней находятся на счет ее язвительные или сатирические
выражения... <...> По кончине ее, при императоре Павле, когда автор
определен был в верховный совет и, знав неблагорасположение сего государя к
покойной его матери, то имел случай <...> обратно оную взять к себе. В 1798
году Иван Иванович Шувалов, любя его сочинения, по временам списки им
собранные отослал в университет и велел
там напечатать, о чем в первом
Издании сей 1-ой части подробно сказано; прочие же части напечатаны в 1808
году самим автором в Петербурге, из коих предисловия можно также видеть
причины, по коим не объяснены были в том издании темные места сих сочинений
и что он предоставлял их объяснить будущему времени, что сим и исполняется.
ОДА "БОГ"
Без лиц, в трех лицах божества. - Автор,
кроме богословского
православной нашей веры понятия, разумел тут три лица метафизические; то
есть: бесконечное пространство, беспрерывную жизнь в движении вещества и
неокончаемое течение времени, которое бог в себе и совмещает.
Пылинки инея сверкают. - Обитателям токмо Севера сия великолепная
картина ясно бывает видима по зимам в ясный день, в большие морозы, по
большей части в марте месяце, когда уже снег оледенеет, и пары, в ледяные
капли обратившиеся, вниз и вверх носясь, как искры сверкают пред глазами.
И благодарны слезы лить. - Автор Первое вдохновение, или мысль, к
написанию сей оды получил в 1780 году, быв во дворце у всенощной в Светлое
вокресенье, и тогда же, приехав домой, первые строки положил на бумагу; но,
будучи занят должно-стию и разными светскими суетами, сколько ни принимался,
не мог окончить оную, написаз, однако, в разные времена несколько куплетов.
Потом, в 1784 году получив отставку от службы, приступал было к окончанию,
но также по городской жизни не мог; беспрестанно, однако, был побуждаем
внутренним чувством, и для того, чтоб удовлетворить оное, сказав первой
своей жене, что он едет в польские свои деревни для ос-мотрения оных, поехал
и, прибыв в Нарву, оставил свою повозку и людей на постоялом дворе, нанял
маленький покой в городке у одной старушки-немки с тем, чтобы она и кушать
ему готовила; где, запершись, сочинял оную несколько дней, но не докончив
последнего куплета сей оды, что было уже ночью, заснул перед светом; видит
во сне, что блещет свет в глазах его, проснулся, и в самом деле, воображение
так было раэгорячено, что казалось ему, вокруг стен бегает свет, и с сим
вместе полились потоки слез из глаз у него; он встал и ту ж мм-нуту, при
освещающей лампаде написал последнюю сию строфу, окончив тем, что в самом
деле проливал он благодарные слезы за те понятия, которые ему вперены были.
<...>
ВЛАСТИТЕЛЯМ И СУДИЯМ
Стр.1