55 Публичная лекция НАСТАВНИЧЕСТВО КАК УСЛОВИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА Татьяна Евгеньевна МАНН, начальник отдела молодёжных программ ГБУК НСО «Новосибирская областная юношеская библиотека», (г. Новосибирск) Если мы спросим у коллег, какие факторы сегодня являются главными для успешного развития библиотеки или что поможет достичь высоких результатов, то большинство, вероятно, ответят, что, в первую очередь, это профессиональные кадры, хорошая команда, а также работа в системе. <...> Ответов, конечно, много, но есть один универсальный путь, который решает в комплексе сразу все три задачи — это наставничество. <...> Скорее всего, вы услышите от них один и тот же ответ: у них был хороший наставник», — утверждает психолог и автор книги «21 закон лидерства» Джон Максвелл. <...> Например, в первобытном обществе наставничество было нацелено на передачу опыта от старших к младшим для сохранения жизненного уклада. <...> Его важнейшими критериями являются заступничество, проявление любви и мудрости, постоянное наставление своих учеников. <...> Особую роль 3 – 16 МОЛОДЫЕ В БИБЛИОТЕЧНОМ ДЕЛЕ 56 наставничество приобрело в российской педагогике. <...> В дореволюционной России даже существовала должность «наставник», который занимался воспитанием детей. <...> Также механизмы наставничества применялись в ремесленничестве, наставника звали «мастером», а подопечного — «подмастерьем». <...> Этот период представляет для нас особый интерес, так как именно он чётко показывает систему подготовки и адаптации молодого специалиста. <...> По утверждению исследователей, характерная особенность наставничества заключается в том, что «оно осуществляется в трудовых коллективах в единстве с производительным трудом, представляет собой непрофессиональную педагогическую деятельность, осуществляемую на общественных началах на основе неформального контактного взаимодействия наставника с молодым рабочим» (С.Я. Батышев). <...> Однако за рубежом <...>