ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ УДК 301:15 ВЗАИМОСВЯЗЬ ОСМЫСЛЕНИЯ И ПОЗНАНИЯ ЧЕЛОВЕКОМ САМОГО СЕБЯ С КРИЗИСОМ ЛИЧНОСТНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В ФИЛОСОФИИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ Илья Александрович Старостин, аспирант кафедры истории философии Воронежский государственный университет Рассматриваются концепции выдающихся философов эпохи Средневековья, центральным положением которых является обращение человека к своей индивидуальности, познание самого себя, осмысление своего внутреннего «я». <...> Показано, что одновременное стремление к индивидуализации и нежелание отказа от коллективного бытия порождают кризис личностной идентичности. <...> О казавшая огромное влияние на становление и развитие философии Средневековья христианская религия определила во главу угла отрешение человека от всех мирских и социальноэкономических проблем и уход в самого себя с целью достижения духовнонравственного совершенства. <...> В общем можно согласиться с концепцией Е.Э. Суровой, согласно которой каждой из исторических эпох – Античности, Средневековью, Новому времени, Новейшему времени – соответствует определенная уникальная модель идентичности. <...> Если бы человек развивался и мыслил исключительно в контексте установлений и заповедей христианской идеологии, то модель идентичности, присущая западноевропейскому Средневековью, в полной мере была бы обозначена как Индивидуальная. <...> Однако (и в этом мы солидарны с М.В. Заковоротной) в эпоху Средних веков практически нет представлений о соответствии самому себе, то есть о самоидентичности. <...> Вместе с тем выразим несогласие с мнением вышеназванного исследователя о том, что проблемы и кризисы идентичности были почти неизвестны для жителя европейского Средневековья, поскольку тогдашнее общество было строго разделено по социальным анклавам и оставалось практически немобильным [7, с. <...> Вопервых, мысли о самопознании и самоопределении человеку так или иначе все равно были присущи; вовторых, будучи <...>