Уединение как один из феноменов раннего юношеского возраста отмечался многими исследователями. <...> Н.Д. Левитов, М.М. Рубинштейн, А.А. Смирнов и другие советские психологи указывали на наличие потребности в уединении у юношей и рассматривали отдельные параметры этого явления с точки зрения становления личности молодого человека. <...> (Необходимо подчеркнуть, что все исследователи указывали на недопустимость смешения понятий «уединение» и «одиночество». <...> ) Уединение как одна из социальных потребностей раннего юношеского возраста Сегодня важность исследования потребности в уединении в ранней юности определяется, с одной стороны, необходимостью всестороннего анализа социальных и индивидуальных проявлений личности, а с другой — необходимостью учитывать наличие феномена уединения в практике воспитательной работы. <...> Исходя из этого, мы поставили перед собой задачу — охарактеризовать некоторые стороны потребности в уединении в раннем юношеском возрасте, основываясь на многолетних исследованиях старшеклассников. <...> В общем виде потребность в уединении можно рассматривать как одно из проявлений в ранней юности общесоциологического закона диалектического единства общения и обособления личности в обществе. <...> В ранней юности этот закон действует в соответствии с рядом психологических особенностей возраста (становление самосознания личности, самоопределение и потребность в социальном самоутверждении). <...> Потребность в обособлении, которая довольно ярко проявляется в ранней юности, находит своё конкретное выражение как в общении, так и в уединении. <...> Обособление в процессе общения имеет первостепенное значение, и проявляется в основном в общении (на что указывал К. Маркс <...> Общаясь с людьми, юноша начинает ощущать потребность в нахождении своей индивидуальной позиции и их среде (то есть в обособлении). <...> Но осмысление этой потребности, осмысление путей её удовлетворения, очевидно, возможно лишь в уединении <...>